Бездна тишины

«Штиль» Фолькера Шлендорфа – один из самых пронзительных фильмов о Второй мировой войне.
Анна Фёдорова
|
06 Марта 2013
Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow

В 16 лет Фолькер Шлендорф переехал с родителями из Германии во Францию. С тех пор он не только говорит с одинаковой легкостью на обоих языках, для него обе страны родные. Впрочем, как и весь остальной мир, ведь Шлендорфу одинаково комфортно работать в любом уголке мира: в нищих деревнях Руанды, в болотах Нового Орлеана и на морозных сибирских просторах. Что режиссер и делает с 1965 года, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Молодой Терлес» по роману «Душевные смуты воспитанника Терлеса» Роберта Музиля, получив премию за сценарий.

Вот уже 48 лет Фолькер Шлендорф снимает такое кино, которое нарасхват приглашают в конкурсы Каннского, Венецианского и Берлинского и других фестивалей.

Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow
Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow

Не стала исключением и военная драма «Штиль», выходящая в российский прокат на этой неделе. Впрочем, «Штиль» трудно назвать военной картиной в чистом виде. Конечно, тут будут немцы, немецкие войска и оккупация Парижа. И еще бойцы Сопротивления – французы самого разного возраста, образования, социального уровня. Но никакой крови литрами, пыток на дыбах, страшных боев. Для режиссера важнее увидеть самому и продемонстрировать зрителю, насколько разной может быть война. Что жертв фашизма было куда больше, чем удалось подсчитать.

В самом начале Второй мировой где-то кто-то убьет немецкого офицера, но как-то очень тихо, без особого надрыва. Правда, реакция Гитлера на эту партизанскую акцию отдаст жестким эхом – расстрелять 150 военнопленных.

Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow
Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow

Выбор, конечно, выпадет на тот лагерь, в котором содержались те, кого уже арестовали. Это и преданный делу марксист Тимбо, и влюбленный романтик семнадцатилетний Ги Моке, позже ставший жертвенным символом свободной Франции. Когда им зачитают приговор, ни один не попытается поднять бунт, бежать, изменить свою судьбу, потому что они верят – их жертва будет положена на алтарь великого будущего.

И, надо сказать, что этого не требовал от своих персонажей сам Шлендорф. «Штиль» вообще получился одним из самых пронзительных фильмов о Второй мировой войне – именно от того, что режиссер ни к чему неискреннему, ненатуральному не принуждает своих героев. Он тихо проходит мимо влюбленных, тенью следует за своими жертвами в бараки, подслушивает разговоры, всхлипывания, вздрагивания.

Кадр из фильма «Штиль»
Кадр из фильма «Штиль»
Фото: OutNow

А еще самым бесстыдным подсматривает за нравственными мучениями, не усугубляя ситуацию внешними стараниями.

С другой стороны не отворачивается, стыдливо прикрывая глаза, когда настанет время расстрела. Потому что только таким образом можно было помочь зрителю ощутить причастность к истории. А потом режиссер неожиданно сдергивает еще один покров с войны – жертвами оказались не только те, кто воевал против Германии. Пострадал каждый человек на Земле, имеющий душу, сердце, честь и достоинство.

«Штиль» Фолькера Шлендорфа - рассказ о человеке со всеми слабостями и великими достоинствами. О предателях, которым пришлось предавать, и героях, никогда не совершавших героических поступков.

Об исторической памяти и человеческом достоинстве. Не так уж мало для одного фильма.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог