Алло, это Голливуд?

Мы начинаем публикацию материалов об истории Голливуда. Вы узнаете как родилась знаменитая Фабрика звезд...
Ольга Маршева
|
28 Февраля 2011
Родина кинематографа отнюдь не Голливуд, однако именно этот район Лос-Анджелеса, с идеальным климатом, чередой роскошных особняков и огромными буквами на холмах, стал символом главного аттракциона последних ста лет
Родина кинематографа отнюдь не Голливуд, однако именно этот район Лос-Анджелеса, с идеальным климатом, чередой роскошных особняков и огромными буквами на холмах, стал символом главного аттракциона последних ста лет
Фото: All Over Press

Всем известно, что родина кинематографа отнюдь не Голливуд. Однако именно этот район Лос-Анджелеса, с идеальным климатом, чередой роскошных особняков, и конечно, огромными буквами на холмах, стал символом главного аттракциона последних ста лет. Однако будущее фабрики грез закладывалось за много километров от этого места.

ЧУДЕСНЫЙ ЯЩИК

Официальными изобретателями кинематографа считаются французы, братья Люмьер, но в Америке куда более популярно другое имя.

«Кинетоскоп», попросту – «ящик для подглядывания», спрос имел – да еще какой!
«Кинетоскоп», попросту – «ящик для подглядывания», спрос имел – да еще какой!
Фото: Getty Images/Fotobank

Томас Элва Эдисон, истинный сын своего народа, сын столяра, толком не учившийся в школе, гениальный изобретатель, и еще более гениальный предприниматель, получивший за свою жизнь более тысячи(!) авторских патентов. Это он, например, изобрел самую популярную модель лампы накаливания, и это он придумал начинать разговор по телефону словом «алло». Но в истории кино он останется как человек, познакомивший Новый Свет с аппаратом под названием «кинетоскоп».

Его жизненным девизом был: «Никогда не трать время на то, что не будет иметь спроса». «Кинетоскоп», попросту – «ящик для подглядывания», спрос имел – да еще какой! Его идею Эдисон подсмотрел в борделях, где в такие аппараты можно было рассматривать неприличные картинки.

Кинетоскопы Эдисона привлекали не только посетителей борделей, но и «более приличную» публику. Фильм в таком ящике длился 35-40 секунд, что слишком мало для связной истории. Поэтому первые «живые картинки» были документальными сценками из повседневной жизни. Но все равно это было чудо, и в конце 90-х годов XIX века ящики с такими живыми чудесами устанавливались в отелях, универмагах, салунах и, наиболее часто – в парках развлечений под названием «никельодеоны» (плата за вход равнялась как раз одному никелю, примерно пяти центам).

Смастерить подобный ящик было несложно, и с годами у Эдисона появилось такое количество конкурентов, что он вынужден был вновь подключить свой изобретательский талант. В 1896 году состоялся первый публичный кинопоказ в Соединенных Штатах - с помощью свежеизобретенного проекционного аппарата Вайтоскоп.

Киностудия Warner Brothers
Киностудия Warner Brothers
Фото: Getty Images/Fotobank

А в 1905 году открылся первый настоящий кинотеатр – его владельцы, родственники Джон Харрис и Гарри Дэвис, решили не заморачиваться с названием, и написали на вывеске «Никельодеон». В репертуаре стоял всего один фильм – первый вестерн в истории «Большое ограбление поезда». Картину крутили снова и снова, с небольшими перерывами, с 16 часов до полуночи. Успех был грандиозный: все сто мест кинотеатра были забиты до отказа.

Уже через три года в Америке откроют двери 10 тысяч кинотеатров по примеру «Никельодеона». Примерно в то же время будущие отцы-основатели американских киностудий осваивали новый для себя бизнес. Братья Уорнеры (Гарри, Альберт, Сэмюэль и Джек) открыли собственный маленький кинотеатр «Каскад».

Уильям Фокс, будущий глава студии XX Century Fox, принялся «окучивать» Нью-Йорк. Кстати, именно Нью-Йорк первое время был столицей американского кинематографа. В 1906 году, в районе Бруклина, была открыта первая киностудия Эдисона, Vitagraph Company. И тогда же «зажглась» первая кинозвезда. 20-летняя Флоренс Тернер, пришла наниматься на киностудию в качестве костюмера, но неожиданно получила работу актрисы (зарплата Флоренс составляла $18 в неделю). Но работникам студии было строжайше запрещено озвучивать ее имя: для публики она была просто «девушкой с Витаграфа». Эдисон слишком боялся того, что мисс Тернер заболеет «звездной болезнью» и потребует себе больший гонорар.

КИНО В ОБМЕН НА БАНАНЫ

До Калифорнии кинематографисты доберутся только в 1908 году. Самый опасный конкурент компании Эдисона, Selig Company, с головным офисом в Чикаго, задумает снимать экранизацию «Графа Монте-Кристо» (продолжительностью минут восемь). Оператор картины предложил использовать для съемок солнечную Санта-Монику. Киношники пришли в восторг от натуры (фильм снимали, в основном, на пляже), и от местных жителей, которые были готовы помогать почти бесплатно. Вместо профессионального актера из Чикаго на роль Монте-Кристо был выбран местный фокусник-гипнотизер, найденный режиссером на деревенской ярмарке. Вернувшись в Чикаго, съемочная группа поделилась своими восторгами с начальством, и уже на следующий год сразу несколько

фильмов снимались в Санта-Монике и соседнем Лос-Анджелесе.

Лос-Анджелес в то время представлял из себя сонный, залитый солнцем городок, местные жители которого говорили, в основном, по-испански, и выращивали на продажу апельсины и бананы.

Многие американцы из северных штатов имели здесь «зимние дачи». Что касается района Голливуд, то это название, если верить легенде, он получил от своей первой хозяйки, землевладелицы Даиды Уилкокс, которая назвала его за бурную растительность «Святой лес»(Holy Wood).

В 1909 году Selig Company открыла в Голливуде свой филиал, в здании китайской прачечной. С этого момента началась история того Голливуда, который мы с вами знаем.

Мэри Пикфорд
Мэри Пикфорд
Фото: Getty Images/Fotobank

Еще через год сюда приедет первый классик в истории кино, Дэвид Уорк Гриффит - со своей съемочной группой, в которую войдут и первые настоящие звезды, Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд и Лайонел Бэрримор (предок Дрю Бэрримор, к слову). За четыре месяца, проведенных в Калифорнии, Гриффит снимет 25(!) фильмов. Он будет колесить по штату на собственном фирменном поезде, выискивая лучшие места для съемок. Актеры будут питаться в специальном вагоне-ресторане, переодеваться в одной костюмерной, и получать по три доллара суточных (довольно спартанские условия, если подумать). Зато во время этих калифорнийских каникул Гриффит нашел свой собственный стиль, который позднее назовут «кинематографическим реализмом». Он начнет использовать затемнения, фотоувеличение, световые эффекты, а актеров научит не просто работать на камеру, а по-настоящему играть роли, как, например, в драматическом театре.

Благодаря Гриффиту кино стало превращаться из аттракциона в искусство.

ФАБРИКА ЗВЕЗД

Постепенно развивался и институт звезд. Владельцы студий, наконец, согласились с тем, что «громкое» имя актера или актрисы может принести фильму больше прибыли. Почувствовав вкус денег, звезды стали требовать себе большие гонорары. К примеру, Мэри Пикфорд в 1914 году зарабатывала 400 долларов в неделю – а через два года уже десять тысяч – за тот же срок.

Через полгода после своего экранного дебюта стал абсолютной звездой Чарли Чаплин (ему едва исполнилось 24 года). Чаплин не только придумал свой образ «маленького бродяги», но и стремился выйти из под контроля студии, сам режиссируя и редактируя свои картины.

Бывшие «независимые» киностудии, устав от монополии Эдисона, становились все крупнее и влиятельнее.

Новорожденная компания Paramount, основанная венгерским эмигрантом Адольфом Цукором, на сто процентов контролировала процесс, не только выпуская фильмы, но и прокатывая их в «своих» кинотеатрах.

Вообще, историю «нового Голливуда» творили не коренные американцы, а эмигранты, выходцы из Центральной и Восточной Европы. Одну из крупнейших компаний в истории, MGM, основал поляк Сэмюэл Голдвин, а Universal – немец Карл Лемле.

Их главной задачей было – развлекать зрителя, любыми известными способами.

Юмор ниже пояса, секс, насилие – разрешено было почти все. Как говорил Голдвин: «Публика не бывает неправа. Не надо трепаться, что у нее не хватает вкуса, воспитания, или образования. Зритель платит деньги – и за эти деньги имеет право рассчитывать на развлечение. Вот все, что его интересует – и все, что интересует меня».

Лишь единицы (такие как Гриффит со своей «Нетерпимостью») снимали авторское, интеллектуальное кино. В основном публика требовала совсем иных картин – водевилей, мелодрам, дешевых комедий, и сценок из жизни Дикого Запада – предшественников современных вестернов. Популярными сюжетами стали супружеская измена и продажная любовь. Американцы вместе с Голливудом открывали для себя первую волну «сексуальной революции»: настоящими секс-символами стали Грета Гарбо (для мужчин) и Рудольфо Валентино (для женщин).

Голливуд, Лос-Анжелес, 1925 г.
Голливуд, Лос-Анжелес, 1925 г.
Фото: Getty Images/Fotobank

Впрочем, учитывая бисексуальность большинства звезд, эти границы были весьма условны.

РАЗВРАТ И БЕЗОБРАЗИЕ!

Не всем нравилось такое положение дел: Голливуд обвиняли в том, что он развращает зрителя. Особенно возмущала пуритан киношная богема: Чаплин взял в жены 16-летнюю девочку Милдред Харрис (она всем говорила, что ей восемнадцать), Рудольфо Валентино был признан двоеженцем, а «любимицу нации» Мэри Пикфорд обвинили в прелюбодеянии (о том, что замужняя Пикфорд втайне встречается с другой звездой, Дугласом Фэрбенксом, было известно всей Америке). Но самый громкий скандал был связан с комиком Фатти Арбаклем, который был обвинен в изнасиловании.

Это была совсем грязная история: девушка умерла после 48-часового марафона в отеле, устроенного Арбаклем и его друзьями в честь увеличения его гонорара (актер только что подписал трехмиллионный контракт). После этого инцидента, трех судов, и оправдательного приговора, который, впрочем, никого не убедил, карьера Фатти стремительно завершилась.

С проблемой морали каждый боролся по-разному. Мэр Нью-Йорка, например, в 1908 году закрыл все кинотеатры в своем городе (через несколько дней вынужден был их снова открыть). Газетчики призывали бойкотировать сеансы особо «развратных» фильмов. Но единственным разумным шагом стало создание специальной организации, Motion Picture Producers and Distributors of America, которая взяла на себя вопросы цензуры.

Влияние организации было номинальным, но это было только начало, спустя десятилетие за Голливуд возьмутся всерьез.

«Фабрика грез», тем временем, становилась все влиятельнее. Из каждого доллара, что американец тратил на развлечения, 83 цента приходились на кинематограф. Примерно 50 миллионов американцев каждую неделю ходило в кино – а это половина населения страны. Кино стало пятым по масштабу производством в стране – и чуть ли не главной статьей экспорта.

Что касается «внутреннего употребления», то кинотеатры в то время делились на две категории – «для народа» и «для изысканной публики». В первых все было по-простому: зрители сидели на дешевых стульях, во время сеанса ели, активно разговаривали, свистели и всячески комментировали происходящее на экране.

В кинотеатрах для избранных и цена билета была выше, и декорации куда роскошнее.

Владельцы дорогих залов не скупились на расходы: очень модно было оформить кинотеатр в египетском стиле, или, например, в стиле французского Ренессанса. Специальные листовки приглашали в кинотеатр, где «…вас ждут красные плюшевые кресла, роскошные ковры, занавес из велюра и настоящий орган за 15 тысяч долларов» (в дешевых кинотеатрах эту роль играло расстроенное пианино с тапером). Продавали билеты и содовую специально обученные мальчики, с идеальной стрижкой и в униформе. И, хотя и в тех, и в других кинотеатрах часто крутили один и тот же фильм, восприятие было абсолютно разное.

Настоящий успех ждал картину «Певец джаза» (1927), в которой звучала не только музыка, но и диалоги
Настоящий успех ждал картину «Певец джаза» (1927), в которой звучала не только музыка, но и диалоги
Фото: www.warnerbros.com

Ничто не предвещало проблем. Практически все крупные студии к 20-м годам базировались в Калифорнии: Америка активно «импортировала» рабочую силу из Европы, причем, не только актеров (Грета Гарбо) и режиссеров (Джозеф фон Штернберг), но и операторов, костюмеров и специалистов по свету. Будущее кинематографа казалось простым и ясным. Пока не появился… звук.

ГОВОРИТЕ, ВАС СЛУШАЮТ!

Попытки синхронизировать звук и картинку предпринимались еще с конца XIX века, но киношники относились к этой идее очень скептически. Принято было считать, что звук «убъет» кинематограф. Но в индустрии нашлись свои революционеры – братья Уорнер, которые решились в 1926 году выпустить первый звуковой фильм, «Дон Жуан». Но настоящий успех ждал картину «Певец джаза» (1927), в которой звучала не только музыка, но и диалоги.

Во время премьеры публика вскакивала со своих мест и кричала от восторга.

На следующий день во всех газетах было написано: «Будущее за звуковым кино!» Жаль, что братья Уорнер не могли сполна насладиться своим триумфом: за сутки до премьеры скоропостижно скончался один из братьев, Сэм Уорнер, и в день премьеры трое остальных были на похоронах.

Уже через год 300 кинотеатров по всей Америке установили у себя специальное оборудование для трансляции звука. Количество зрителей в Америке, и до этого момента невероятное, с появлением звука, увеличилось вдвое. Правда, недовольные тоже были: это, во-первых, самые бедные слои населения, которые возмущались тем, что «теперь в кинотеатре невозможно даже толком пошуметь».

И, во-вторых, голливудские звезды немого кино, чьи голоса на экране звучали не слишком выразительно. Публика требовала уже совершенно новые фильмы, и совершенно новых героев. А поскольку, «публика всегда права», в Голливуде началась совершенно новая эра.

Продолжение следует…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог