7DN.RU рекомендует: выбор Поттера

Добро всегда побеждает зло. То есть кто победил, тот и добрый.
Маршева Ольга
|
14 Июля 2011
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

Смерть им к лицу

Гарри Поттер и Дары Смерти (Harry Potter and the Deadly Hallows: Part II)
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Рэйф Файнс, Алан Рикман, Майкл Гэмбон
Фэнтези
США

История про «нашего мальчика» подошла к логическому завершению. Ситуация мрачнее некуда: остатки «ордена Феникса», как 300 спартанцев,

обречены на верную смерть, Гарри, Рон и Гермиона прячутся от Того Кого Нельзя Называть в маленьком домике на краю света.
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

У ТКНН (будем сокращенно называть его так), большое преимущество по очкам: вскрыв могилу профессора Дамблдора, он стал обладателем Бузинной палочки, самой могущественной палочки в мире. В честном поединке Гарри его не победить, и он пытается уничтожить своего главного врага по частям — уничтожая крестражи (для тех, кто книгу не читал, но хочет быть в курсе: «крестражами» называются различные артефакты, от детского дневника до живой змеи, в которых прячется жизнь ТКНН). В процессе окажется, что главным крестражем является сам Гарри, и без его смерти — никак. Но прежде чем узнать об этом, свыкнуться с мыслью о смерти, вызвать души умерших и, наконец, предстать перед ТКНН в роли жертвенного ягненка, Гарри пройдет через многое.

Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

Во первых, проникнет с друзьями в гоблинский банк Гринготтс, совершив поездку на вагонетках (привет тебе, Индиана Джонс!). Оседлает дракона породы «украинский бронебрюх», который, как и большинство украинцев, с непростой судьбой. Снова вернется в Хогвардс, поучаствует (пусть и со стороны) в финальной грандиозной битве. Наконец, станет свидетелем бесславной смерти профессора Снегга, человека, которому он был обязан в своей жизни практически всем. Гарри также предстоит узнать нечто новое о своем любимом Дамблдоре — и, возможно, эти сведения будут не из самых приятных.

Пересказывать сюжет последней книги Джоан Роулинг и, соответственно, последней экранизации «Гарри Поттера» — занятие неблагодарное. С другой стороны — надо же с чего-то и начинать.

Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

Потому что у каждого финала, даже самого блестящего, должно быть свое начало.

За десятилетнюю историю «поттериады» были серии более удачные, были — менее. Были серии, рассчитанные исключительно на детскую аудиторию, а были такие, которые мы бы не рекомендовали смотреть и двенадцатилетним. Но одинаковыми и ровными могут быть только мультфильмы про Лунтика. Чем всегда был интересен «Гарри Поттер» — это своей непредсказуемостью, тем, что в каждой следующей серии он мог оказаться абсолютно любым. Финал не должен никого разочаровать. Гарри Поттер вырос, и к последней серии «Даров смерти» пришел уже почти мужчиной. Гонки на вагонетках — лишь уступка детской аудитории: последние «Дары» — это, конечно, крепкая психологическая драма, про трагедию одиночества, и принятие реальной жизни, в которой что ни день — очередная потеря или разочарование.

Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

Гарри меняет свое отношение к наставнику (жаль, что в фильм вошло далеко не все — авторы пощадили экранного Дамблдора). Он до последнего момента уверен в невозможности личного счастья — и это в то самое время, когда у него на глазах расцветает роман Гермионы и Рона. Наконец, происходит радикальная смена ориентиров: смерть Снегга и горькая правда о нем самом, и о матери Гарри, которые по всем признакам были предназначены друг другу, приводит к тому, что в сцене с душами мертвых фигура отца явно отходит для Гарри даже не на второй, а на третий план.

Кстати, тема матерей (а не отцов!) именно в этой серии стала такой явной и такой важной: Нарцисса Малфой скрывает тот факт, что Гарри жив, потому что тот, в свою очередь, спас ее сына, а не слишком талантливая волшебница, миссис Уизли, с рыком тигрицы «Не трогай мою дочь!», уничтожает бессмертную Беллатриссу Лестрейндж.

Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Фото: OUTNOW

Вообще, Гарри и его друзьям последний раз так сильно помогают взрослые: почти все они в финале умрут, и вчерашние дети займут их места. Недаром фильм заканчивается титром «19 лет спустя». Гарри, Рон, Гермиона и Джинни, в возрастном гриме, приведут уже своих детей на платформу 9 и . С гримом, кстати, все в порядке — но именно эта сцена вызовет очевидный смех в зале: слишком уж непривычно видеть Рона, например, с пивным «животиком», или Гарри в образе 40-летнего отца. Только Джинни «идет» старение: ну, так из всех ключевых персонажей она, надо сказать, была самая бесцветная, и ее, с тем же успехом, можно было «вписать» не только в любой возраст, но и в любое амплуа.

Книги Роулинг ценны не только отличным сюжетом, они также — прекрасный педагогический материал.

Эти дети выросли на наших глазах, и каждая серия безжалостно фиксировала этапы их взросления. То есть — все детские комплексы и фобии, подростковую угловатость, застенчивость и наглость, принятие авторитетов, желание спорить с этими же авторитетами, и, наконец, понимание того факта, что до всего придется добираться своим умом. И не поможет уже ни профессор Дамблдор, ни бузинная палочка, ни что другое.

Самое интересное, начнется, конечно же, после фильма. Как распорядится «наследством Поттера» студия, покажет время — может, экранизируют «Сказки барда Бидля», или найдут еще какую- нибудь книжную серию, адекватную по материалу и сопутствующему успеху (хотя последнее вряд ли).

Но пока совершенно неясно, кем станут мистер Рэдклифф, мисс Уотсон и мистер Гринт — смогут ли они, подобно своим героям, избавиться от детских иллюзий? Как говорил старый мудрый хитрец Дамблдор, «Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор».

Конец операции «Резидент»

Расплата (The Debt)
Режиссер Джон Мэдден
В ролях: Хелен Миррен, Сэм Уорингтон, Джессика Честейн, Мартон Тцокас
Драма
США, 2010

1965 год, Восточный Берлин. К двум молодым, но серьезно настроенным боевикам Моссада, Дэвиду и Стефану (первого подстегивает личная трагедия, второго — карьерные амбиции), присоединяется еще одно, необходимое «звено», 25-летняя Рэйчел.

Кадр фильма «Расплата»
Кадр фильма «Расплата»
Фото: OUTNOW

Вот уже два года Моссад выслеживает нацистского преступника Фогеля, «хирурга из Биркенау», который в концлагерях ставил бесчеловечные эксперименты на евреях, а сейчас работает гинекологом, к которому можно попасть только по рекомендации. Рэйчел нужна как раз для того, чтобы попасть к «доктору» на прием, окончательно установить его личность, а потом заманить в ловушку (преступника решено перевезти в Израиль и предать честному суду). Но в ходе операции все пойдет не так: сначала Рэйчел «спалится», и Дэвид откажется бросать ее на произвол судьбы; потом Фогель окажется ловким манипулятором, и спровоцирует Дэвида на рукоприкладство, и, в довершение, ему удастся бежать. Ради всеобщего блага и репутации Израиля, Стефан решит, что лучше всего солгать, объявив, что «хирург из Биркенау» был убит при попытке к бегству.

Кадр фильма «Расплата»
Кадр фильма «Расплата»
Фото: OUTNOW

Дэвид и Рэйчел с неохотой согласятся — ситуацию осложнит еще и любовный треугольник, сложившийся у них с первого дня совместной работы. Результатом этих отношений окажется родившаяся девять месяцев спустя девочка — ее настоящим отцом являлся Стефан, но в действительности им должен был быть Дэвид. «Хирург из Биркенау» оказался, действительно, блестящим гинекологом (Рэйчел пришла к нему с диагнозом «бесплодие») — но лучше бы он им вовсе не был.

Тридцать лет спустя троица агентов Моссада продолжает скрывать ту давнюю ложь. Стефан делает блестящую карьеру, хотя с Рэйчел он давно разошелся (возможно, их первая проведенная вместе ночь была к тому же и единственной).

Кадр фильма «Расплата»
Кадр фильма «Расплата»
Фото: OUTNOW

Дэвид продолжает искать Фогеля то в Греции, то в Мексике. Что касается Рэйчел — она живет с дочерью, зятем и внуком: молодое поколение считает бабушку настоящей героиней, и к выходу готовится книга о ее славном подвиге зимой 1965-го. Но тут некстати объявляется их старый знакомый — оказывается, «хирург из Биркенау» живет где-то под Киевом, и готов дать интервью украинским газетам. Стефан посылает к нему Дэвида со смертельной инъекцией — но Дэвид предпочитает броситься под автобус. Тогда настает черед Рэйчел.

«Расплата» — ремейк фильма 2007 года, мало кем виденного, но, видимо, очень важного — не только для маленького государства Израиль, но и для всего остального мира. Англичанин Джон Мэдден (который не только «Влюбленный Шекспир», но и «Доказательство»), сумел собрать потрясающий актерский состав — тридцатилетних Дэвида, Стефана и Рэйчел играют, соответственно, Сэм Уорингтон, Мартон Тцокас и Джессика Честейн, их же шестидесятилетних — Киран Хайндс, Том Уилкинсон и Хелен Миррен.

Кадр фильма «Расплата»
Кадр фильма «Расплата»
Фото: OUTNOW

Физиогномически, конечно, Хайндса и Уилкинсона хочется поменять местами — молодой Сэм Уорингтон больше похож на второго, чем на первого. Но это больше придирки — актеры подобраны равно блестящие, почти не уступающие друг другу в степени таланта.

Событиям 60-х отведена большая часть фильма, и молодые актеры берут не только количеством времени на экране, но даже, как это ни фантастически звучит, качеством. Новозеландец Мартон Тцокас известен у нас меньше остальных — но в брутальности и харизме он ничуть не уступает, например, Расселу Кроу.

Кадр фильма «Расплата»
Кадр фильма «Расплата»
Фото: OUTNOW

Сэм Уорингтон, напротив, после «Аватара» в рекомендациях не нуждается — «Расплата» еще раз доказывает, что он очень тонкий драматический актер. Что касается Джессики Честейн, то благодаря маликовскому «Древу жизни» она может считаться «открытием года» — и это не тот случай, что, например, другое «открытие», бывшая модель Рози Хантингтон-Уикли из «Трансформеров-3».

Мэдден не только поместил своих звезд в пространство 60-х, он идеально стилизовал это пространство — благодаря маленьким деталям (одежда, прически, улицы Восточного Берлина, обстановка многоквартирного дома, в котором вынуждены ютиться агенты Моссада) в «Расплате» великолепно передана атмосфера — даже цвет пленки кажется каким-то тусклым, желтовато-охристым, как в старых фильмах «про разведчиков».

К этой атмосфере добавлена детективная интрига спецоперации (все, как положено — пароли и явки), и отменная мелодрама (любое прикосновение Дэвида к Рэйчел, и каждый их взгляд, обращенный друг на друга — чистое электричество). И, конечно, на этом фоне сильно проигрывают сцены со «стариками». Особенно — в финальной четверти фильма, когда Рэйчел по заданию бывшего мужа и велению своего сердца несется в Киев, чтобы поставить в этом деле точку. Когда Хелен Миррен начинает говорить по-русски с чудовищным акцентом, и при этом окружаюшие делают вид, что так и надо, хочется отвести глаза и заткнуть уши — хотя бы из уважения к великой актрисе. И сцена с ножницами и крепким нацистским старичком сыграна как настоящий карикатурный фарс, не имеющий никакого отношения к тонкой драме 60-х, которую мы только что видели.

Не знаем, каким там был израильский фильм, но этот стоило начать и закончить 60-ми — и пусть бы остался открытым финал, но в конце концов прав был Стефан: «преступление совести» не лечится ни пулей, ни смертельной инъекцией. А репутация, действительно, пострадает.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог