Три выставки в пространстве «Мультимедиа Арт Музея»
«Мультимедиа Арт Музей»,
до 28 ноября.
Если вы были постоянными посетителями московского Дома фотографии, то непременно отправляйтесь в то же здание, где сейчас располагается «Мультимедиа Арт Музей», открывшийся после долгой реконструкции. Сейчас там расположились сразу три выставки: «Избранное» из фондов Дома фотографии, «Иосиф Бродский» от фотографа Сергея Берменьева и выставка из Франции «Флюксус:
Самая неожиданная и большая — выставка «Избранное». Коллекция Дома фотографии насчитывает более 80 тысяч единиц хранения. Конечно, все это невозможно уместить в одну, пусть даже и очень большую экспозицию. Основной акцент устроители сделали на хрестоматийные фотографии и коллажи Александра Родченко, серии снимков Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, Маргарет Бурк-Уайт, Всеволода Тарасевича, Александра Слюсарева и других классиков.
Выставка «Иосиф Бродский» посвящена 70-летию классика и нобелевского лауреата. Это небольшой цикл портретных фотографий, сделанных Сергеем Берменьевым в Нью-Йорке в 1995 году — незадолго до смерти Бродского. Лишний труд говорить о том, насколько хороши фотографии. Всегда интересно хоть одним глазом подглядеть непарадную жизнь гения.
Название французской выставке «Флюксус» дало интернациональное арт-движение, которое началось в 1961 году.
Его инициатором стал литовский эмигрант Джордж Мациюнас, который в 1961 году начал собирать вокруг себя единомышленников. Объяснить в двух словах суть этого движения сложно, но можно. Главная его идея — все вокруг течет и изменяется, а искусство должно быть разрушено жизнью. Однако, искусство жизнью не разрушается, а «антиискусство» у художников не получается, поэтому на выставке можно увидеть простреленные книги, корпус от телевизора, разрисованный изнутри, шкатулки с секретами, костыли в цветах флагов и многое другое. Обязательно полюбопытствуйте, ведь к «Флюксусу» в разные годы и в разной степени примыкали Йоко Оно, Йозеф Бойс и даже Энди Уорхол.
Оксана Мась. «Гелий-3»
«Айдан галерея», центр современного
искусства «ВИНЗАВОД», до 1 ноября.
«Гелий-3» — это 13 арт-объектов: черные и белые металлические сферы, полусферы и четвертьсферы из металла и пластика диаметром от 2-х до 3,5 метров. Вес каждой от 30 до 80 кг. Свою жизнь они начали почти год назад (на их создание у Оксаны с группой помощников ушло более полугода) и с тех пор побывали в Одессе и Киеве, сейчас приехали в Москву, а впереди у них — зарубежная гастроль. «Гелий-3» — это символ будущего — самый легкий изотоп гелия, в избытке залегающий в лунном грунте. Гигантские «молекулы» впечатляют. Они блестят, колеблются, отражают все много раз и вызывают удивительное чувство — хочется подойти к ним близко-близко и долго вглядываться в блестящие поверхности. Как в детстве,
Между прочим, выставка Мась — это не просто попытка превратить нематериальные субстанции в материальные объекты. Концепция проекта: соединить в одно время и в одном месте людей с нетривиальным взглядом на мир, чтобы ответить на вопрос: может ли воображение спасти нас? Вспомните старую истину, присвоенную известной компанией, — будущее зависит от нас с вами.
Шедевры европейской графики из собрания В. Н. и Н. В. Басниных
Государственный музей
изобразительных искусств
им. Пушкина, Музей личных коллекций,
до 12 декабря.
В МЛК эти шедевры выставляли в январе на две недели. Экспозиция пользовалась такой популярностью, что ее решили расширить и продлить выставочное время.
Сюда обязательно надо придти, потому что в экспозиции почти три сотни листов, преимущественно гравюр и рисунков, а кроме того уникальные книги. Жемчужины собрания — листы М. Шонгауэра, А. Дюрера, Х. Голциуса, Рембрандта, Ж. Калло, Дж. Д. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара, У. Хогарта, Ф. Милле, П. С. Элле и многих других знаменитых мастеров европейской графики XVI — начала XX века. Кроме того в этот раз устроители добавили к экспозиции произведения живописи, мебель, архивные материалы, принадлежавшие семье коллекционеров и переданные на хранение в Государственный Исторический музей. Василий Баснин начал собирать свою коллекцию в начале XIX века в Иркутске. Баснин занимался торговлей китайским чаем. Не ограниченный в финансах любитель искусства собрал уникальную библиотеку и коллекцию ценных гравюр.
Сын Василия Баснина Николай посвятил себя юриспруденции, однако, как и отец, был страстным поклонником искусства. В особенности его привлекали гравюры. Путешествуя, он неизменно посещал гравюрные кабинеты европейских музеев, покупал и скрупулёзно штудировал все справочники по интересующей теме. Вскоре он снискал репутацию знатока искусства гравюры, и к его помощи обращались сотрудники Румянцевского музея и директор Музея изящных искусств И.В. Цветаев. Николай Баснин почти втрое увеличил коллекцию гравюр отца. Сегодня есть уникальная возможность увидеть почти всю коллекцию. Большинство произведений будут экспонироваться впервые.