.

Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» о работе с Валентином Гафтом, Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Людмилой Гурченко... и о том, почему был вынужден снять с роли Анастасию Волочкову.
Любовь Полищук Полищук не любила читать пьесы, предпочитала, чтобы ей их пересказывали Фото: С. Иванов/РИА НОВОСТИ

Земляникин привычно направился к Насте, но заметив голую Волчек, смутился, покраснел:

— Ой, Галина Борисовна, извините!

И действительно едва не потерял сознание.

Жил я в общежитии «Современника». Оно располагалось на Манежной улице в огромной квартире с видом на Кремль, некогда принадлежавшей Инессе Арманд. По соседству жили Стасик Садальский, Юра Богатырев, да много кто еще.

Юра был талантливейшим артистом. Помню, как трепетно он относился к родителям, звонил им каждый день, хотя это стоило денег, которых всегда не хватало. Мама Юры жила в Ленинграде, папа — в Подмосковье. Богатырев был художником, иной раз не выходил из комнаты по два дня — писал картину. У него даже яичница получалась высокохудожественной: так красиво, в определенном порядке выкладывал он кусочки колбасы на раскаленную сковороду. К сожалению, Юрина судьба в «Современнике» складывалась непросто. Галина Борисовна поначалу нежно его любила, потом охладела. В итоге Богатырев играл только эпизоды, что вгоняло его в депрессию, которую Юра лечил проверенным русским средством. Очень горько, что он так рано ушел.

Я благодарен «Современнику». Если завтра Галина Борисовна скажет: «Иосиф, ты должен прийти руководить постановочной частью», — пойду. Хотя, конечно, свой театр не брошу. Но много лет назад ушел из «Современника» в Театр имени Станиславского. Попову предложили стать там главным режиссером, а он не захотел. Я уговорил на компромисс: «Создайте режиссерскую коллегию, куда войдем мы — ваши ученики. Таким образом вы выполните постановление ЦК КПСС о работе с творческой молодежью, которое только что принято, начальство вас зауважает. А нам дадите возможность ставить те спектакли, о которых мечтаем». Попов идею с режиссерской коллегией озвучил, ему пошли навстречу.

Театр имени Станиславского стал для нас отдушиной. Первое, что сделали, — перекрасили светлый зал в черный цвет. Это вызвало бурю негодования в Управлении культуры, но оргвыводов не последовало. Анатолий Васильев взялся за «Первый вариант «Вассы Железновой» Горького, Борис Морозов поставил гениальный спектакль «Брысь, костлявая, брысь!», где блистали наши студенты — Саид Багов и Марина Хазова, впоследствии моя любимая жена и мать моих детей. В Театре имени Станиславского мы опробовали свои технологические наработки, доказывали каждым спектаклем, что знаем о театре что-то такое, что должны выразить на сцене. Но кончилось дело плохо, особенно для меня.

...Пьесу Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека» я получил еще в «Современнике» — из рук Табакова. Прочитал и загорелся ее поставить. Но все артисты, кроме Олега Павловича, проголосовали против. Решил вернуться к этой идее уже в Театре имени Станиславского. Постановку предложили Табакову. Но Олег Павлович тянул с репетициями, а однажды явился в театр с большим картонным ящиком и со словами «Я принес вам отступного» стал доставать из него коньяк, икру, фрукты. Таким образом он просил прощения: Никита Михалков пригласил на роль Обломова и Табаков дал согласие сниматься.

«Взрослая дочь...» вернулась ко мне. На главную роль назначил Альберта Филозова, который страшно не нравился Васильеву (Толя, к слову, и пьесу не оценил). Его партнерами стали замечательные Эммануил Виторган, Юрий Гребенщиков, Лидия Савченко. Перед закрытием сезона я показал коллегам черновой прогон. Васильев сказал, что спектакль станет сенсацией, Морозов думал так же. И я со спокойным сердцем уехал в отпуск к родителям в Одессу. Там получил телеграмму из Управления культуры: «Вам и Анатолию Васильеву предоставляется квартира на двоих. Срочно приезжайте в Москву для получения ордера». Знал, что Попов написал письмо в Мосгорисполком с просьбой решить наш жилищный вопрос: я все еще жил в общежитии «Современника», Толя снимал номер в гостинице «Минск». Но почему нам дают одну квартиру на двоих? Мы же не родственники!

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Анастасия Мельникова. Женское счастье

Анастасия Мельникова. Женское счастье




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Александр Васильев Александр Васильев театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед, историк моды, телеведущий, писатель, преподаватель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй