Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» о работе с Валентином Гафтом, Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Людмилой Гурченко... и о том, почему был вынужден снять с роли Анастасию Волочкову.
Марина Порк
|
16 Июля 2016
Любовь Полищук
Полищук не любила читать пьесы, предпочитала, чтобы ей их пересказывали
Фото: С. Иванов/РИА НОВОСТИ

Земляникин привычно направился к Насте, но заметив голую Волчек, смутился, покраснел:

— Ой, Галина Борисовна, извините!

И действительно едва не потерял сознание.

Жил я в общежитии «Современника». Оно располагалось на Манежной улице в огромной квартире с видом на Кремль, некогда принадлежавшей Инессе Арманд. По соседству жили Стасик Садальский, Юра Богатырев, да много кто еще.

Юра был талантливейшим артистом. Помню, как трепетно он относился к родителям, звонил им каждый день, хотя это стоило денег, которых всегда не хватало. Мама Юры жила в Ленинграде, папа — в Подмосковье. Богатырев был художником, иной раз не выходил из комнаты по два дня — писал картину. У него даже яичница получалась высокохудожественной: так красиво, в определенном порядке выкладывал он кусочки колбасы на раскаленную сковороду. К сожалению, Юрина судьба в «Современнике» складывалась непросто. Галина Борисовна поначалу нежно его любила, потом охладела. В итоге Богатырев играл только эпизоды, что вгоняло его в депрессию, которую Юра лечил проверенным русским средством. Очень горько, что он так рано ушел.

Я благодарен «Современнику». Если завтра Галина Борисовна скажет: «Иосиф, ты должен прийти руководить постановочной частью», — пойду. Хотя, конечно, свой театр не брошу. Но много лет назад ушел из «Современника» в Театр имени Станиславского. Попову предложили стать там главным режиссером, а он не захотел. Я уговорил на компромисс: «Создайте режиссерскую коллегию, куда войдем мы — ваши ученики. Таким образом вы выполните постановление ЦК КПСС о работе с творческой молодежью, которое только что принято, начальство вас зауважает. А нам дадите возможность ставить те спектакли, о которых мечтаем». Попов идею с режиссерской коллегией озвучил, ему пошли навстречу.

Театр имени Станиславского стал для нас отдушиной. Первое, что сделали, — перекрасили светлый зал в черный цвет. Это вызвало бурю негодования в Управлении культуры, но оргвыводов не последовало. Анатолий Васильев взялся за «Первый вариант «Вассы Железновой» Горького, Борис Морозов поставил гениальный спектакль «Брысь, костлявая, брысь!», где блистали наши студенты — Саид Багов и Марина Хазова, впоследствии моя любимая жена и мать моих детей. В Театре имени Станиславского мы опробовали свои технологические наработки, доказывали каждым спектаклем, что знаем о театре что-то такое, что должны выразить на сцене. Но кончилось дело плохо, особенно для меня.

...Пьесу Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека» я получил еще в «Современнике» — из рук Табакова. Прочитал и загорелся ее поставить. Но все артисты, кроме Олега Павловича, проголосовали против. Решил вернуться к этой идее уже в Театре имени Станиславского. Постановку предложили Табакову. Но Олег Павлович тянул с репетициями, а однажды явился в театр с большим картонным ящиком и со словами «Я принес вам отступного» стал доставать из него коньяк, икру, фрукты. Таким образом он просил прощения: Никита Михалков пригласил на роль Обломова и Табаков дал согласие сниматься.

«Взрослая дочь...» вернулась ко мне. На главную роль назначил Альберта Филозова, который страшно не нравился Васильеву (Толя, к слову, и пьесу не оценил). Его партнерами стали замечательные Эммануил Виторган, Юрий Гребенщиков, Лидия Савченко. Перед закрытием сезона я показал коллегам черновой прогон. Васильев сказал, что спектакль станет сенсацией, Морозов думал так же. И я со спокойным сердцем уехал в отпуск к родителям в Одессу. Там получил телеграмму из Управления культуры: «Вам и Анатолию Васильеву предоставляется квартира на двоих. Срочно приезжайте в Москву для получения ордера». Знал, что Попов написал письмо в Мосгорисполком с просьбой решить наш жилищный вопрос: я все еще жил в общежитии «Современника», Толя снимал номер в гостинице «Минск». Но почему нам дают одну квартиру на двоих? Мы же не родственники!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог