Я восхищаюсь их поколением. Они такие смелые, целеустремленные. Экспериментировали, пробивались, рисковали. Мама лишь с третьего захода поступила в театральный. В последний раз ехала в Москву из Одессы с ощущением: сейчас или никогда. Ей было уже двадцать, старше многих абитуриенток.
И поступила. Повезло попасть в Школу-студию МХАТ к самому Олегу Табакову. Их курс учился не четыре года, как все, а пять — дали дополнительный год для практики, кажется, в качестве эксперимента. Играли дипломные спектакли на малой сцене МХАТа, всем курсом ездили в Англию, Америку и Францию. И это во времена железного занавеса!
У папы вышло и забавно, и удивительно. После школы поступил учиться в Лесотехнический институт на факультет экономики. Там преподавал его отец — он был профессором. Папа проучился год, и тут его друг, который мечтал о Школе-студии МХАТ, предложил ему пойти за компанию на вступительные экзамены. Неожиданно для себя папа поступил к Виктору Карловичу Монюкову. Но на втором курсе ушел в армию, а вернувшись, восстановился как раз у Олега Павловича.
Вместе с моими родителями учились Евгений Миронов, Владимир Машков, Филипп Янковский... Все они были знакомы с моей бабушкой Светланой Яковлевной — маминой мамой. Ее любили все. Удивительным была человеком! Когда единственная дочь Ира уехала в Москву, бабушка отправилась следом. В прошлом дирижер-хормейстер, она бросила налаженную жизнь в родной Одессе, в столице устроилась работать в костюмерную Школы-студии МХАТ, чтобы быть рядом с дочкой. Умудрилась поменять прекрасную квартиру в Одессе на скромную, но очень уютную в Москве на Автозаводской улице.
Однокурсники часто там собирались (а впоследствии и полтруппы МХАТа) — моя бабушка всех принимала как родных, подкармливала голодных студентов. Она даже получила от них почетное прозвище Мамуся. Светлана Яковлевна за каждого переживала — я не видела другого столь же доброго человека.