.

Матвей Кузнецов. Дуэль, которой не было

Благодаря династии фабрикантов Кузнецовых фарфор перестал считаться предметом роскоши и стал доступен простым смертным. А ведь в самом начале прошлого века жизнь Матвея Сидоровича буквально висела на волоске.
Фото: К. Кокошкин/EAST NEWS

Нынешним летом исполнилось сто семьдесят лет со дня рождения «фарфорового короля» Матвея Кузнецова. Раритеты с клеймом «Товарищество М.С. Кузнецова» бережно хранятся на буфетных полках во многих семьях: чашки, тарелки, блюда, масленки, если повезет — забавные сосисочницы с архаичной надписью «Горячiя сосиски»... Именно благодаря династии Кузнецовых фарфор перестал считаться предметом роскоши, а стал доступен простым смертным.

...Холодный мартовский день 1900 года хмурился с самого утра. Под вечер фонари на 1-й Мещанской светили уже сквозь мелкий дождик. Михаил Врубель шел по тротуару, подняв воротник. Вот, наконец, и дом Матвея Сидоровича Кузнецова. Он окинул взглядом псевдоготический фасад, чуть задержался у парадной двери, собираясь с духом, и дернул колокольчик.

Его провели в знаменитую керамическую столовую, декорированную Федором Шехтелем. Художник, сам в совершенстве владевший техникой нежных майоликовых полив, замер пораженный. Над камином, переливаясь всеми цветами радуги, красовался роскошный керамический павлин.

— Михаил Александрович! Здравствуйте! — услышал он за спиной. — Чем обязан?

Врубель вздрогнул и обернулся. Чуть побледнев, он тихо проговорил:

— Милостивый государь! Вы поступили бесчестно...

— Что? Да как вы смеете?! — возмутился Матвей Сидорович.

— Дайте же мне высказаться...

Преодолев первую неловкость, Врубель заговорил горячо и искренне:

— Когда вы пригласили меня поработать, я охотно согласился. Еще в Абрамцеве у Мамонтова я увлекся живописными возможностями керамики, фарфор же считаю высочайшим из искусств. Создавать эскизы росписи таких изделий было для меня удовольствием. Я работал с увлечением, но вы обманули меня...

Рисунок, ставший яблоком раздора между художником и преуспевающим фабрикантом, был создан Врубелем летом 1899 года. Навеянный новгородскими былинами, он изображал Садко, играющего на гуслях для Морского царя и нежных русалок, так напоминавших Забелу — жену и музу Михаила Александровича. Несколько месяцев спустя на Дулевском фарфоровом заводе, основанном еще дедом Матвея Сидоровича, по этому эскизу создали декоративное блюдо изумительной красоты. Исполненное в технике майолики, оно поражало живостью красок. Переливы белых, оливковых и охристых тонов плавно переходили в нежно-голубые, изумрудные и пронзительно-синие, словно перед глазами вспыхивало все великолепие моря в солнечную погоду. А манера Врубеля писать «разноцветными кубиками» позволила преодолеть плоскость холста и «лепить» объемы и формы словно скульптуру.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Виктор Бондарюк. Друг мой Нагиев

Виктор Бондарюк. Друг мой Нагиев




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Екатерина Климова Екатерина Климова актриса театра и кино, певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй