Излюбленной «пыткой» нашего преподавателя были этюды «под заявление». «На экзамене тебе показывать нечего, — как-то сказал Юрий Вениаминович и мне. Хотя я изо дня в день делала по несколько новых этюдов. — Пиши заявление…» И я писала одеревеневшей рукой: «Предупреждена, что если этюд на экзамене не получится, меня отчислят». И в голову не приходило возразить, все слушались как миленькие! Ну как тут хорошо сыграть, когда слезы душат? А потом сидишь вся в соплях под дверью и ждешь, пока комиссия посовещается и вынесет приговор. И когда тебя великодушно оставляют, не можешь поверить своему счастью!
Наверное, есть студенты, которым нужны такие встряски. А я вот прекрасно обошлась бы без них! Ведь не верила уже ни в себя, ни в профессию! Меня невозможно захвалить… Но только в конце первого курса получила первое поощрение от художественного руководителя: сыграла провинциальную официантку, которая лихо считала деньги и выдергивала скатерть из-под посуды… Вот тогда Шлыков наконец-то меня похвалил!
Уверенность в своих силах возвращалась постепенно: на третьем курсе Райкин позвал меня на роль в дипломном спектакле «Страна любви», который он ставил со своими студентами.
Да, детская мечта сбылась: нам все-таки довелось поработать вместе... Я была счастлива оказаться в «Сатириконе», хотя «весельчак Труффальдино» в жизни оказался совсем не таким уж легким и позитивным. Не секрет, какой Райкин трудяга, — и с актеров он требует, как с самого себя. За месяц до премьеры мы прогоняли спектакль по два раза в день, без выходных. После каждой репетиции — разбор полетов. И тоже мне сейчас непонятно, зачем нужно было нас так изматывать? Нельзя же всех ровнять под одну гребенку. Только один раз за все время Константин Аркадьевич про меня сказал: «Посмотрите, вот Лера молодец. Покажи всем, как надо это делать». У меня прямо крылья за спиной распустились: сам Райкин поставил меня в пример!