.

Екатерина Двигубская: «Папа прямо говорил, что его смерть естественной не будет...»

Дочь актрисы Натальи Аринбасаровой и художника Николая Двигубского рассказывает об отце и вечной трагедии русской эмиграции.
Екатерина Двигубская «Как вы все-таки с ним были связаны! — поражалась впоследствии мама. — Как ты все угадала в своем рассказе!» Фото: из личного архива Е. Двигубской

Но при всей буржуазности и устроенности его быта на каком-то этапе у меня возникло ощущение, что папа не просто заскучал, случилось страшное — он будто выдохся… Натюрморты, блестящие, талантливые, но сюжетами, на мой взгляд, не дотягивающие до уровня его дарования, занимали все время. Впрочем, это был взгляд молодой максималистки, наверное, поверхностный и жестокий.

И вот однажды я, упражняясь в беллетристике, написала рассказ, где главного героя, художника, срисовала, конечно, с папы. На образ в целом повлияло все — и моя категоричность в оценках, и обида на отца за то, что он меня не растил. В общем, рассказ вышел чудовищным. Художник теряет что-то важное, что позволяло ему писать, замыкается, закрывается и в конце концов абсолютно меняет свою живопись. А вскоре, понимая, что все, что хотел, он уже сказал и сделал, мой герой выбрасывается из окна. Мало написать, так добрая дочь еще и папе дала почитать. Внешне отец сохранил спокойствие, только спросил: «Ты же не намерена это публиковать? Разрешаю только после моей смерти». Прошло 10 лет. Папа действительно очень изменил свою жизнь и свою живопись. Превратился почти в отшельника, и картины его стали трагическими, полными боли, крика.

«Как вы все-таки с ним были связаны! — поражалась впоследствии мама. — Как ты все угадала в том рассказе!» И это действительно странно. Я даже не знаю, где сейчас этот рассказ, зато прекрасно помню, что собственного прототипа поселила именно на ту улицу, на которой сейчас и живу...

Итак, папа начал писать полотна — трагичные, мощные, это свойственно очень страдающему, раздираемому внутренними страстями человеку. Помимо масштабного содержания они были еще и большого размера. Холсты такого размера и содержания может купить разве что музей. Обычных покупателей они не привлекали, натюрморты же папа, как настоящий максималист, перестал писать вовсе.

Тут пришла очередь Франсуазы повторять мамины уговоры — просить мужа написать хоть что-нибудь на продажу. Но папа не изменился. Он по-прежнему отказывался заниматься тем, что ему неинтересно. Не поменял папа своей позиции и после того, как бедная Франсуаза из-за финансовых трудностей продала свою роскошную парижскую квартиру. Мне не нравилось его такое отношение к жизни, больше скажу, я его осуждала. Взял ответственность за семью, за женщину — неси ее! Кем бы ты ни был — большим художником, гениальным ученым… Не хочешь? Живи один! Впрочем, Франсуаза очень его любила и окончательный переезд в Нормандию с готовностью объясняла их возрастом — потянуло, мол, за город. Папу, надо думать, такое объяснение вполне устраивало.

В нем действительно уживалось несовместимое. С одной стороны, тонкость восприятия, аристократизм, с другой — фантастический эгоизм. Соседствовали внешняя сила — папа был огромным, физически очень сильным человеком — и нежелание отвечать хамством на хамство. Он был очень ранимым. Однажды в «Ковент-Гарден» не смог ответить человеку, который задел его словом, но молча пожал ему руку так, что тот едва не разрыдался. И больше он с папой не связывался.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Нонна Гришаева Нонна Гришаева актриса театра и кино, телеведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй