Итальянские страсти особняка Луниных

Дом на Никитском бульваре Петр Михайлович Лунин, генерал и кавалер многих орденов, начал строить в 1817 году.
Алексей Александров
|
01 Июня 2014
У Зинаиды Волконской случались увлечения, одним из самых сильных стал безмерно одаренный художник Карл Брюллов
У Зинаиды Волконской случались увлечения, одним из самых сильных стал безмерно одаренный художник Карл Брюллов
Фото: Нациолнальный художественный музей Украины/Фото репродукции картины «Молодой тарас шевченко в мастерской Брюллова» работы Г. Мелихова. 1947 г.

Граф Миньято и княгиня восхищались друг другом — эта пара казалась созданной друг для друга. Он был женат и в придачу беден, она — замужем и богата, но княгиня никогда не обращала внимания на мешающие ей жить мелочи.

В 1828 году великосветская Москва вовсю обсуждала главный скандал года: Лунины расходились, граф Миньято уезжал в Италию, туда же отправлялась и княгиня Зинаида, решившая перейти в католичество. По российским законам в этом случае она теряла все свое имущество. Чтобы избежать этого, Волконская передавала имения сыну. Безуспешно ухаживавший за княгиней Пушкин проводил ее злой остротой: «ни дна ей, ни покрышки, т.е. ни Италии, ни графа Риччи».

Екатерина Петровна осталась одна. Говорили, что ее последнее объяснение с мужем оказалось не по-светски бурным, с заламыванием рук и рыданиями.

Когда граф Миньято сказал жене, что между ними все кончено и к прошлому возврата не будет, а потом повернулся и начал спускаться по ведущей к дверям на улицу парадной лестнице, Лунина якобы бросилась следом, и ее туфля зацепилась за край плохо закрепленной ковровой дорожки. Женщина скатилась вниз по лестнице и ударилась животом о мраморную ступеньку — в тот же вечер у нее случился выкидыш… Упав, она страшно проклинала графа, от ее криков звенели хрустальные подвески на висевшей в прихожей люстре. Екатерина Петровна желала ему потерять голос, ослепнуть, стать в тягость самому себе… Сперва он пытался ее успокоить, говорил, что и сам не рад тому, что между ними произошло, но любовь превыше всего, и его ведет голос сердца. Брошенная жена не унималась, и тогда граф Риччи пожал плечами и ушел, а Екатерина Петровна осталась лежать на стоящей в прихожей оттоманке, захлебываясь от бессильных, злых рыданий.

Екатерина Лунина не знала, что впереди у нее совсем другая жизнь, и в ней ее ждет счастье.

Но тогда, зимой 1828 года, она переживала черные дни.

Сначала потеряла ребенка, вслед за этим кредиторы предъявили ко взысканию векселя, и ей с матерью пришлось перебраться с Большой Бронной в дом номер 5 по Козицкому переулку, бывший особняк Соболевской, а затем на съемную квартиру. У нее окончательно испортился голос, и ее перестали приглашать на званые вечера, мать умерла… И Екатерина Петровна взяла на воспитание сироту, дочь своего двоюродного брата Лизоньку Нащекину.

Вскоре она продала все, что можно, заложенные имения пошли с торгов, драгоценности перекочевали в ломбард, да там и остались.

А граф Миньято в это время жил в Риме и всюду сопровождал Зинаиду Волконскую — он сидел рядом с ней на ее обедах, подсаживал в коляску, держал над княгиней зонт, подавал ей перчатки. Княгиня Зинаида сняла палаццо Поли близ площади Иоанна Латеранского, и вскоре жизнь русской колонии в Риме стала строиться вокруг ее римского дворца. Здесь подкармливали бедных пансионеров Академии художеств, сюда наведывались приехавшие в Рим русские аристократы, надолго обосновавшиеся в Италии Гоголь, Иванов и Брюллов были постоянными гостями княгини Волконской. У нее случались увлечения, одним из самых сильных стал безмерно одаренный, красивый, уверенный в себе Брюллов, но граф Миньято по-прежнему оставался с ней.

Друг дома, верная тень, тайный муж… Более унизительная роль была, пожалуй, лишь у законного супруга княгини.

Граф по-прежнему прекрасно пел, занимался литературой и часто жаловался на слабеющие глаза — семейный врач княгини подобрал ему очки, но Миньято не хотел их носить. Иногда гости рассказывали ему о бывшей жене — она совсем обеднела и уехала из Москвы в принадлежащее родственникам Голицыным имение Раменское. Тогда он чувствовал себя виноватым и хандрил до тех пор, пока на это не обращала внимание княгиня. Тогда она мягко ему выговаривала, и он начинал улыбаться: больше всего на свете граф Миньято боялся ее огорчить.

1 2 3 4 5
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог