Огюст Монферран: без вины виноватый

В своем завещании зодчий просил, чтобы его похоронили в одном из подземных сводов Исаакиевского собора...
Алексей Александров
|
03 Июня 2013
Фото: Государственный Русский музей

В декабре 1837 года на любимого архитектора императора Николая I, строителя Исаакиевского собора Огюста де Монферрана, снова написали донос. Министр двора светлейший князь Петр Михайлович Волконский получил его утром, вздохнул и положил в красную сафьяновую папку — для доклада государю. Дело привычное: доносы на Монферрана строчат с тех самых пор, как двадцать один год назад он появился в Петербурге.

Враги Монферрана уверяли, что он берет взятки у подрядчиков и умышленно затягивает строительство, что материалы со стройки разворовываются...

Канцеляристы подшивали один донос к другому, на стройку приходили комиссии, но схватить архитектора за руку не удавалось. На этот раз Монферран (а он, как выяснилось после самого первого доноса, не Монферран, а Рикар и прав на стоящую перед фамилией дворянскую частицу «де» не имеет), похоже, попался… Прежде чем представить донос императору, министр решил пригласить его к себе. Речь у них пойдет о том, что император хочет обновить интерьеры Зимнего. Француз занимался этим несколько раз, теперь у хозяина земли русской появились новые пожелания. О доносе Монферран узнает между делом — он умен и все поймет с полуслова. Кто предупрежден, тот вооружен... Вызвав к себе француза, государь уставится на него своим знаменитым оловянным взглядом, от которого падают в обморок генералы, и отчеканит: — …Как смеешь воровать?!

А у того уж готов ответ.

Глядишь — и гроза пройдет мимо. Оно и к лучшему: удар по архитектору, работающему для дворцового ведомства, рикошетом заденет министра двора — за нравственностью и добропорядочным поведением своих людей обязан присматривать именно князь Волконский. Нет уж, пусть все идет как идет: Россия велика и богата, оттого что заезжий француз немного отщипнет от казенного добра, империя не обеднеет…

И князь Волконский отправился обедать в свою казенную квартиру, размещавшуюся здесь же, в Зимнем дворце. По пути зашел в Петровский зал, взглянул на заново отполированный серебряный трон: несколько дней назад государь велел подновить фамильную реликвию дома Романовых.

Монферран достиг всего, о чем мечтал в молодости: у него есть слава, деньги, любимое дело и дом, где его ждет обожаемая женщина. Фото репродукции портрета Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура
Монферран достиг всего, о чем мечтал в молодости: у него есть слава, деньги, любимое дело и дом, где его ждет обожаемая женщина. Фото репродукции портрета Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура
Фото: Fotodom.ru

Там среди обитых темно-красным бархатом стен и колонн из яшмы в нос министру двора ударил невозможный в этом месте, но очень отчетливый запах печеной картошки. Петр Михайлович принюхался, обошел все углы, снова принюхался… Так и есть, плебейский душок насквозь пропитал одну из главных дворцовых святынь! Не дай бог, если сюда войдет Его величество! Министр позвал камер-лакея и велел ему немедленно во всем разобраться. Послали за командиром дворцовой пожарной роты, тот долго искал источник мерзкого запаха, но ничего не нашел. Наутро о приказе министра двора забыли.

Письмо от Волконского Огюст Монферран получил в тот же день, прямо на строительстве Исаакиевского собора. Князь просил его пожаловать в Зимний завтра поутру. Монферран сунул конверт в карман сюртука, дал курьеру гривенник на чай и отправился на леса: работа была в самом разгаре.

Отделывали стены, цоколь обкладывали белым итальянским мрамором с цветными вставками, снизу шел плинт из черного сланца.

Стройка затягивалась, первоначальную смету он давно превысил — да и какая может быть смета, если строительство замораживалось, проекты выставлялись на конкурс и Монферран начал строить только через восемь лет, изменив первоначальный замысел? Исаакию не везло: первый, деревянный, собор снесли за тесноту и уродство, второй, выполненный в камне, подмыла вода — он пошел трещинами, и его разобрали. Новый Исаакий Антонио Ринальди начал в мраморе при Екатерине II, но уехал за границу, не достроив собор. При императоре Павле мрамор пошел на Михайловский замок, и Винченцо Бренна, следующий зодчий, закончил собор в кирпиче, удешевив и упростив проект.

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог