Юрий Назаров: «Я на экран не рвался, был готов работать хоть грузчиком»

В юности как-то записал в дневнике: «Охота человеком стать!» Эта охота не перегорала никогда — ни в мальчишеские годы, ни потом.
Юрий Назаров с супругой Татьяной Ивановной Юрий Назаров с супругой Татьяной Ивановной Фото: Алексей Абельцев

Работать рядом с гениальным режиссером — наивысшее актерское счастье.

Сначала были пробы на картину «Иваново детство», я не подошел, но зацепил чем-то Тарковского, позвал он меня на «Рублева». Помню, приехал небритый. Андрей посмотрел на меня, спрашивает:

— Кого бы ты хотел сыграть?

— Мужика какого-нибудь, — постеснялся я.

— И все?

— Ну, тогда Бориску.

— Нет. А вот если князей…

Князей я в сценарии поначалу даже не заметил. Актер ведь, когда читает, примеряется к каким-то персонажам.

Я да в князья? Ну ладно. Раз Тарковскому так показалось, значит, так надо…

«Андрей Рублев» снимался год. Я смотрел его раз сорок на экране и всегда находил какие-то новые детали, всегда поражался широте взглядов Тарковского и его глубокому осмыслению судьбы России через прошлое Руси. Недаром этот фильм вошел в десятку мировых киношедевров.

Лошадей люблю с детства. Еще в детсаду постоянно рисовал красных конников. А впервые сел на лошадь в 8 лет у деда в Парабели, где-то под Нарымом, на север от Новосибирска вниз по Оби. Коня звали Орлик, до сих пор помню.

Общение с лошадьми — особая радость, ее надо испытать. Чтобы увереннее чувствовать себя в седле, каждый вечер вместе с конниками отгонял лошадей с площадки на конюшню верхом за четыре километра.

Галопом с визгом и криками неслись мы по извилистой тропе, только успевай нырять головой под ветки, чтоб глаза не выколоть. Назад — пешком те же километры. А в восемь утра — как штык на съемочной площадке, уже в седле. И весь день плавишься на жаре, заклеенный в усы и бороду, в музейной кольчуге, в отороченной соболем накидке, сбоку — сабля в ножнах, на голове — мисюрка с подшлемником. А? Здорово!

Рядом с Андреем Тарковским думать о комфорте было неприлично. Все видели, что он вкалывает по двадцать четыре часа в сутки.

Многое придумывалось прямо на съемочной площадке. К примеру, в той сцене, когда патриарх мирит князей.

Идет съемка, я целуюсь с дублером. И Андрей мне:

— Ну-ка, наступи ему на ножку!

И камера вниз. Ага, мол, мирись, но знай свое место.

Средневековье входило в меня, почему-то тянуло «окать». Я внутренне протестовал. А потом понял — ритм пятнадцатого века был нетороплив, время текло медленно, жизнь держалась на вековых привычках старины.

Когда Тарковский «поднял» пласт пятнадцатого века, весь Запад бросился подражать. Только никто крупнее вещи так и не снял.

Люблю я и другую свою работу у Тарковского. В картине «Зеркало» сыграл контуженного военрука.

По-моему, достоверно вышло… А потом пришла рыночная демократия, на всем протяжении нашей страны был объявлен капитализм. И на сломе двух политических эпох возникла картина «Маленькая Вера». Что-то там говорили про сексуальную революцию, которую совершил этот фильм…

Парадокс «Маленькой Веры» в том, что и похвала в адрес фильма справедлива, и ругань. Созданы правдивые узнаваемые социальные типы. На экране — чистейшая правда... Только вот правда эта жжет каленым металлом. Одна учительница после просмотра фильма спросила на весь зал: жить-то как? С тем же вопросом в юности я ехал к Шолохову… Я потом долго размышлял над феноменом «Маленькой Веры». Так вот, на вопрос «как жить?» создатели фильма не ответили. Может быть, сознательно.

Ведь «чернушное» кино потому так и называется, что никакого выхода авторы не предлагают, им важен эффект «безнадеги». Вроде и не придерешься — все как в жизни. И хочется после увиденного или руки на себя наложить, или утонуть на дне бутылки…

Потому мне за «Маленькую Веру» стыдно, я-то знаю, как жить.

…Во время августовского путча 1991 года я был в Ленинграде на съемках. Как узнал, места себе найти не мог: все подруги дочери живут вокруг Белого дома, она там часто бывает… Отлегло, когда в новостях передали, что женщин среди жертв нет. А потом мне сказали, что мой сын все эти дни у Белого дома дежурил. Вспомнил я себя в молодости и приписку в дневнике рукой друга Витьки: «Дурак»… Я не за хунту.

И не за реакцию. Но и не за танки… Чтоб в мирное время свои шли против своих… И где? В столице…

И я молюсь, хоть и материалист. Я — просто патриот своей Родины. И испытываю горький стыд, оттого что Россия, победившая в самой кровавой войне, внесшая огромный вклад в мировую науку и культуру, попала нынче…

Так как жить дальше? По-людски…

Благодарим магазин мебели и декора «Этажерка» за помощь в организации съемки

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Ёлка Ёлка певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй