Франц Легар: в плену отчаяния

Как он может развестись, если Софи защищает только его имя? После развода женщину тут же отправят в концлагерь…
Алекс Макдермотт
|
17 Января 2013
Франц рано научился жить без опеки матери, но скучал по ней всегда, 1875 г.
Франц рано научился жить без опеки матери, но скучал по ней всегда, 1875 г.
Фото: GNU Free Documentation License

Он дирижирует на балах, карнавалах, катках — и постоянно влюбляется. В его маленькой квартирке на улице Ринг всегда прибрано, денщик, венгр Иштван, вышколенный предыдущим хозяином, гусарским ротмистром, то и дело колотившим его сапожной колодкой, старается вовсю. Иштван знает — если господин капельмейстер велел купить кремовые пирожные и токайское, вечером к ним заглянет молоденькая хохотушка-модистка. А если просил принести рулеты из ветчины и шампанское, то днем появится капризная генеральша, стоны и вскрики будут слышны и в каморке для прислуги. Эти женщины подарили Легару несколько мгновений счастья, он им — бессмертие: его «Паулинен-вальс» и «Конкордия-вальс» исполняют и в 1938 году.

Когда его полк перевели в провинцию, Легар не захотел расставаться с Веной.

Подал в отставку, снял красивый мундир, вручил отправившемуся вместе с полком денщику Иштвану пару банкнот и устроился дирижером в театр «Ан дер Вин». Бог весть, как сложилась бы его судьба дальше, если бы не худенькая, белокурая и шустрая Лицци, дочка знаменитого в ту пору Виктора Леона, автора пользовавшихся большим успехом комедий, драм, водевилей, а также либретто.

Лицци увидела Франца в ту пору, когда он еще носил синий с красными кантами мундир. Девушка пришла с подругами на каток, полковой оркестр играл «Паулинен-вальс», а он дирижировал, стоя спиной к медленно поджаривавшей его раскаленной докрасна железной печке.

После этого Лицци узнала о душке-военном все, что только можно, и целыми днями наигрывала на рояле «Кукушку». Она захотела познакомиться с красавчиком капельмейстером и упрашивала отца написать для Легара либретто. В конце концов она уломала Виктора Леона. Мужчины сработались, и ее отец, в то время бывший главным режиссером «Карлтеатра», взял новую оперетту к себе. Директор театра не верил в успех, отвел на репетиции месяц и полмесяца на спектакли — потом опус Легара под названием «Решетник» должна сменить другая оперетта, на которую он возлагал большие надежды. Но она так и не вышла, а «Решетника» «Карлтеатр» сыграл 225 раз. На следующий день после премьеры бывший военный капельмейстер проснулся знаменитым.

Но настоящая мировая слава пришла только через три года, после того как в «Ан дер Вин» поставили «Веселую вдову». Директора Карчаг и Вальнер, настроенные весьма скептически, отказали Легару в репетициях и финансировании. На прослушивании один из них заткнул уши и закричал:

— Это ужасно! Не музыка, а призрак банкротства! Такие новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители?

«Веселую вдову» спасли актеры, влюбившиеся в его музыку. Они репетировали после спектаклей по ночам. Костюмы и декорации бутафоры подобрали из театрального старья.

В перерывах между репетициями все подкреплялись сосисками, в три часа ночи работа заканчивалась, и оплаченный автором либретто Леоном фиакр развозил сочинителя и артистов по домам.

Директора «Ан дер Вин» считали все это несусветной глупостью: им по-прежнему не нравилась музыка, но они были связаны контрактом. В конце концов Легару предложили солидные отступные — пять тысяч крон: «Возьмите эти деньги, дорогой Франц, и во имя всего святого избавьте нас от вашего произведения…»

И он решил было согласиться, но его переубедила примадонна Мицци Гюнтер:

— Не делай этого, Франц! Уж если тебе суждено провалиться, пусть лучше это произойдет перед публикой, чем перед нашими директорами.

После премьеры директора Карчаг и Вальнер вышли на поклоны вместе с автором.

Они собирались снять оперетту после пятидесяти спектаклей, но сборы, к их величайшему удивлению, не падали. Летом театр закрылся, а осенью снова начались аншлаги: венцы заболели «Веселой вдовой», ее смотрели и по два, и по три раза. На шестисотом, юбилейном спектакле авторам и актерам подносили не только лавровые, но и драгоценные, золотые и серебряные венки. «Веселая вдова» к этому времени шла не только в Австро-Венгрии, но и по всей Европе, в Латинской Америке и США, в Африке, на Цейлоне и в Японии. Франц Легар стал мировой знаменитостью. К этому времени он увел Софи от добропорядочного и скучного мужа и жил с ней как с женой. Вот только обвенчаться они не могли. Оскорбленный господин Мет твердо решил испортить им жизнь и не давал Софи развода...

...Франц Легар сидел, откинувшись на мягкую кожаную спинку стула, и вертел в руках карандаш. Тогда ему было тридцать три, сейчас — шестьдесят восемь. Что бы он сделал, если — в те благословенные времена подобное можно было представить только спьяну! — начальник венской полиции вызвал бы его и сказал, что император Франц-Иосиф им недоволен и велит оставить Софи Мет. А не то у него отнимут квартиру и запретят все написанные им оперетты. Он раскланялся бы, попросил бы передать кайзеру почтительный поклон и уехал вместе с Софи в Берлин или Париж. А куда им бежать теперь? В Берлине — Гитлер, во Францию их не выпустят. Если он разведется с Софи, ее отправят в концлагерь. Если откажется, произойдет то же самое — и как бы вместе с ней там не оказался и он сам…

Кто может им помочь? Не позвонить ли Круппу?

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог