Габриэль Шанель: свидание с Венецией

После гибели любимого у нее будто закончились все слезы, отпущенные ей, — сколько можно плакать? День, неделю, месяц?
1|Юлия Козлова||
|
20 Сентября 2012
Великий князь Дмитрий Павлович был моложе Шанель на 11 лет, но это не помешало их роману
Великий князь Дмитрий Павлович был моложе Шанель на 11 лет, но это не помешало их роману
Фото: All rights reserved

Нижинский, танцевавший Петрушку, гибкий и чувственный, облаченный в янтарно-розовые ткани, летал над сценой, будто не касаясь пола даже кончиками пальцев. Подлинная магия! И все это в декорациях шумной Масленицы, русских горок, балаганов и каруселей — Габриэль была потрясена и очарована. Ей захотелось стать частью этой веселой творческой семьи!

Много позже, когда Мися увидит ее новую коллекцию, сразу отметит: «У тебя появились новые цвета! Вот тут — золотой, а там — оранжевый, желтый…» И правда, возвращаться к привычному черному ей почему-то расхотелось.

Надежды Габриэль оправдались быстро — Мися познакомила ее с Дягилевым, они стали регулярно встречаться.

Бродили по площади Сан-Марко, сидели в его любимом кафе «Флориан», катались на лодках... Это он посоветовал ей начинать утро в свободной хлопковой пижаме, стоя на веранде с бокалом чего-нибудь освежающего, и, закрыв глаза, вдыхать полной грудью запах просыпающегося города. Он был влюблен в жизнь и чувствовал вкус кратких моментов, наполненных простым ощущением счастья. Габриэль часто наблюдала, как идут репетиции, часами сидела неподвижно, будто завороженная. Дягилев продолжал работать, несмотря на катастрофическое отсутствие денег, а его танцоры — упорно оттачивать каждое па, не зная, что будет с их театром завтра… Легкие, будто невесомые, красивые люди кружились в ярких декорациях Бакста, в теплой цветовой гамме, которую теперь Габриэль чувствовала и принимала.

Удивительное превращение: Габриэль восхищалась золотыми византийскими мозаиками собора Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло, золочеными консолями и канделябрами, в которых ловила свое отражение.

Она вдруг открыла, что золотой цвет гораздо совершеннее и универсальнее черного. Он живой, он бликует и не поглощает свет. Она находила мистическим факт, что ее зодиакальный знак — полный мужества и силы Лев — был и символом Венеции. Все складывалось именно так, как планировала Мися, — Габриэль успокоилась, отвлеклась. Ее все реже посещали мрачные мысли, ей хотелось чаще быть среди новых друзей, подольше оставаться на улице, уходить из кафе последней. К тому же ее забрасывал письмами Стравинский — оказывается, Габриэль еще не утратила дара обольщения!

Мгновения счастья — не это ли испытала Габриэль? Что ждет ее впереди? Сумеет ли она удержать новую любовь? (Вандомская площадь, Париж)
Мгновения счастья — не это ли испытала Габриэль? Что ждет ее впереди? Сумеет ли она удержать новую любовь? (Вандомская площадь, Париж)
Фото: Photo Roger Schall/Collection Schall

А недавно на одном из светских раутов она познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем, кузеном императора Николая II. Между ними, несмотря на 11 лет разницы, возникла чувственная симпатия. Как иронично заметила Мисе Габриэль, видимо, ей на роду написано влюбляться в таких же сироток, как и сама. Она их чует сердцем… (Мать князя, греческая принцесса великая княгиня Александра Георгиевна, умерла при родах.)

Любовное увлечение, русский балет, дягилевские вечера с бубликами — теперь у Габриэль не оставалось времени ни на грусть, ни на воспоминания. Она вновь строила планы — отправиться в путешествие со своим князем, выписать чек Дягилеву на возобновление постановки «Весны священной», помочь ему посетить с гастролями Южную Америку… Удивительно, как одно путешествие способно изменить все.

Как-то раз, петляя по городу, Габриэль оказалась на площади Сан-Поло и забрела в церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

И почему она раньше никогда здесь не была? Высокий аскетичный храм, построенный монахами из кирпича, казался печальным даже в солнечный день.

Внутри было тихо и безлюдно. Лишь скупые лучи прорезали сумеречное пространство, весело играя на позолоте стен, выхватывая из темноты, как в театре во время представления, картину Тициана «Мадонна Пезаро» над алтарем. Лик Богоматери казался таким умиротворенным, таким спокойным, хотя впереди ее ждали страдания и она не могла не предчувствовать их. Тициан навечно остановил это мгновение покоя и радости… Мгновение счастья — не это ли испытала и сама Габриэль здесь, в Венеции?

1 2 3 4
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог