Дэвид Суше: Человек без свойств

Странное занятие — составлять досье на самого себя. Этот вызов он оценил по достоинству и с достоинством же принял.
Фото: Splash News/All Over Press

Вчера был особенный день — такие остаются в памяти навсегда. 31 декабря 2010 года он был награжден орденом Британской империи в звании командора. Жена, дети и близкие друзья организовали в уютном лондонском доме семейства Суше в Ноттинг-Хилле настоящий пир по столь счастливому поводу. Да и рождественские празднования еще продолжались. Всюду висели гирлянды из мерцающих фонариков, шуршали ленточки серпантина и бухали несносные хлопушки. Гости смеялись и шутили, а вот у Дэвида на душе было неспокойно… Накануне получения ордена он согласился дать интервью по случаю предстоящих событий.

Вроде как ничего особенного: обычный разговор со стандартным набором банальных вопросов, задающий их флегматичный журналист... Казалось, Суше знал наизусть и предстоящие вопросы, и последующие на них ответы — ведь интервью тоже своего рода спектакль. Спектакль на двоих, идущий не один сезон. Интерес публики к двум актерам не падает — все с повышенным вниманием ждут, какие подробности выудит ловкач репортер (каждый раз его роль исполняют разные люди) из скрытного толстячка-комедианта (а вот его неизменно играет Дэвид Суше). Но в этот раз серьезный журналист Бенджамин Уилсон из Radio Times позволил себе довольно смелую импровизацию, чем и привел Дэвида в совершеннейшее замешательство. «Всем известно, что вы чрезвычайно ответственно готовитесь к своим ролям.

Просиживаете в библиотеках, изучаете чуть ли не историю общества тех лет, на фоне которых развиваются события фильма или спектакля. Вся Англия знает, что, приступая к очередной работе, вы составляете список основных качеств, достоинств и недостатков вашего героя, так сказать, препарируете его личность. Мистер Суше, а вы когда-либо обращали свой взор внутрь себя? Как можно проанализировать человека, который носит ваше имя? Что он за актер, каков его характер? Да и вообще ­— если бы вы играли самого себя, каким бы его представили?»

Суше не ожидал подобного вопроса. Списки он всегда составляет — это правда. Журналисты трезвонят об этом в каждой посвященной ему статье. Но в этом нет ничего особенного, обычная актерская кухня. Лист делится пополам, слева записываются основные события жизни персонажа, а справа — как они повлияли на характер.

Ну а в самом конце рисуется квадратная рамка, где фиксируется «вердикт» подопытному. Ниже следуют три-четыре детали, на которые Дэвид призывает себя обратить особое внимание. Вот в этих-то итоговых строках и спрятана та самая «изюминка», на которой он впоследствии и выстроит весь образ. Когда он готовился, например, к роли Зигмунда Фрейда, последняя строчка звучала так: «Ущербность, запрятанная глубоко-глубоко. Из несчастья построил целое учение, перевернувшее весь мир». И Дэвид сыграл великого психоаналитика именно таким — нервным, неуверенным, хрупким. Излечивая других, сам он оставался пациентом неизлечимым. Врачом, не способным подобрать лекарство самому себе.

Его Наполеон также утаивал от окружающих страшную правду о себе — трусость. Именно она и толкала его на бесконечные сражения, ни разу не давшие ему подлинной уверенности в победе.

Сыщик Эркюль Пуаро — педант, помешанный на гармонии. Она нарушается, он ее восстанавливает. Миссия его проста: отыскать преступника, получить на завтрак два абсолютно одинаковых по форме и объему вареных яйца, в соответствии со строгой симметрией расставить предметы в своей квартире — ведь любое отклонение от нормы способно ввергнуть мир в хаос! Кстати, Шила, жена Дэвида, и по сей день убеждена, что в тот раз он «схалтурил на подготовке» и попросту сыграл вместо Пуаро самого себя.

Для проницательного охотника на вампиров, профессора и врача Абрахама Ван Хельсинга Суше нашел такую деталь — тот панически боялся вида крови.

Из чего следовало — Ван Хельсинг шел на бой не столько с упырем, сколько со своим страхом.

Да что там, практически все герои Суше отличались тем, что переживания, комплексы и приобретенные фобии толкали их как на великие преступления, так и на великие свершения, — такими неоднозначными были и его Берия, и Сальери, и Яго, и Шейлок из «Венецианского купца»… В трактовке Суше выдающиеся личности оказывались вполне уязвимыми и несчастными людьми, достойными если не жалости, то хотя бы снисхождения. Действительно, журналист из Radio Times прав — всех своих персонажей он подвергает дотошному препарированию в личном «анатомическом театре». И в связи с этим вполне логичен вопрос: а способен ли Дэвид Суше рискнуть ответить на брошенный вызов и дать отвлеченную оценку самому себе?

Какова же она будет? Что он напишет в финальном квадратике такого списка и какими будут последние строки? В чем его изюминка? Впрочем, рассуждать над ответом у него тогда не было времени, и он предпочел отшутиться: «Мой отчет? О, он оказался бы вполне беспристрастным: Дэвид Суше страдает манией величия, оттого и соглашается играть только великих. К тому же так он изживает свои комплексы неполноценности. Их всего два — лишний вес и большой нос. Ну, и любовь к сладкому, если совсем откровенно. Последнее обстоятельство проследить по сыгранному будет сложнее двух предыдущих».

Но так ли это на самом деле? И каким мог бы быть его воистину честный ответ на столь провокационный вопрос?

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Мария Лиепа: «Отец был ранен предательством близких»

Мария Лиепа: «Отец был ранен предательством близких»





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Александр Васильев Александр Васильев театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед, историк моды, телеведущий, писатель, преподаватель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй