Андрей Ташков: «Все живы в моем сердце...»

Он похож сразу на обоих родителей. Но на мать, прославившуюся ролью Фроси Бурлаковой в картине отца, все-таки больше.

— Отец сильно влиял на вас?

— Евгений Иванович был немногословным, но когда бросал какие-то реплики, они дорогого стоили. Я учился в восьмом классе, и он как-то сказал мне: «У тебя много слов-паразитов. Веди дневник, это поможет от них избавиться». Я стал писать, точнее, излагать в письменной форме претензии к самому себе: как я несовершенен, плохо себя чувствую, энергии у меня мало... Потом сообразил — это не то и стал писать, каким хочу стать. Ничего из этого не выполнял, у меня портилось настроение, и я перестал вести дневник...

— Такая рефлексия, по-моему, неплохое качество для творческого человека. Но будучи, как я поняла, человеком не слишком открытым, как вы себя чувствовали на первых порах в качестве актера?

— Поначалу прятал любые проявления эмоций — боялся показаться слабым.

«Что вы все время такой мрачный на сцене?» — спрашивали педагоги. «Как? — думаю. — Я вроде даже улыбался». Дома, поймав эмоциональное состояние, в котором пребывал, когда делал этюд, и на лице моем, как мне казалось, была улыбка, побежал к зеркалу, чтобы увидеть — так это или нет. На меня смотрел если не мрачный, то уж точно очень серьезный человек... Помню, на первом курсе был показ самостоятельно подготовленных отрывков. Я выбрал кусок из пьесы Марселя Паньоля «Топаз». После просмотра всех работ педагог, делая замечания, дошел до меня. Откашлялся, помолчал и говорит: «Топаз»... М-да-а...» — это все его слова. Затем перешел к обсуждению следующего отрывка. На сцене я был зажат.

К тому же заметил, что начал наблюдать за собой со стороны, и не мог от этого избавиться. Подумал — а вдруг я схожу с ума?! Решил посоветоваться с однокурсницей. «У меня то же самое!» — сказала она. И я успокоился. Но в конце первого курса услышал от педагогов, что пора начинать думать о выпускных спектаклях. Как? Я еще ничего не умею, а мне уже говорят о финале?! Тогда я задумался о переходе в Щукинское училище на второй курс. Там дипломные спектакли начинали репетировать только через год.

Следующий отрывок готовил уже в Щукинском, под руководством отца, о чем никому не говорил. Но на сцене случился курьез: у меня вдруг потекло из носа, причем потоком. Тогда я уже катался на лыжах, бегал, обливался холодной водой на морозе, то есть был закаленным, откуда насморк? Платка я на сцену не взял — ничто ведь не предвещало такого эксцесса.

Я поставил собственную пьесу, в которой и сыграл. Несколько лет мы возили ее по стране, пока не решил, что хватит. Мы — это я и Лена Коренева Я поставил собственную пьесу, в которой и сыграл. Несколько лет мы возили ее по стране, пока не решил, что хватит. Мы — это я и Лена Коренева Фото: Алексей Абельцев

Я все время отворачивался и шмыгал носом, думая лишь о том, когда смогу на секунду уйти со сцены. В середине отрывка нашел подходящий момент и выскочил за кулисы, чтобы высморкаться. А там полно однокурсников, которые облепили меня: «Что с тобой? Что тебе нужно?» Я: «Ничего!» — и пошел доигрывать. Высморкаться так и не удалось. Но, несмотря ни на что, отрывок был так хорошо выстроен Евгением Ивановичем, что прошел «на ура». Только к выпускному четвертому курсу я наконец почувствовал себя вполне уверенным в профессии.

— Что было по окончании училища?

— Показывался в Малом театре с отрывком из «Гамлета». Это была сцена разговора Гамлета с матерью, который подслушивает Полоний.

А актер, исполнявший Полония, не пришел. Я решил импровизировать, предварительно проверив, что находится за кулисой, которую я должен отдернуть (как известно, там по пьесе прячется Полоний, которого Гамлет закалывает через портьеру). Увидел, что там небольшое пустое пространство, и успокоился. Дело происходило не в основном зале, а в помещении для собраний, а что обычно ставили в таких помещениях в советские годы? В общем, играю, кричу: «Ага, здесь крысы!», делаю укол шпагой и отдергиваю занавес. А за ним… бюст Ленина на постаменте, прямо на уровне моего лица. Раньше я его не заметил, потому что смотрел за кулису сбоку, с другой стороны.

Но, несмотря на казус, в театр меня приняли. Проработал один сезон, потом уже был Театр Советской Армии. Там проходил армейскую службу, да так и остался на десять лет.

Опять столкнулся с Достоевским, играл князя Мышкина в «Идиоте» в постановке Юрия Еремина. Когда его назначили главным режиссером Театра им. Пушкина, он пригласил меня туда. И снова Достоевский. Первым спектаклем Еремина в Пушкинском были «Бесы». Мне досталась роль Верховенского. Через восемь лет я уволился — ушел в свободное плавание: съемки, антрепризы... Даже поставил собственную пьесу, в которой и сыграл. Несколько лет мы возили ее по стране, пока не решили, что хватит. Мы — это я и Лена Коренева. Она исполняла одну из главных ролей. Мы вместе сочиняли спектакль, боролись с продюсерами за него и за наших друзей-актеров. А когда закрылись, вместе пошли в лес и сожгли афиши. Я всегда с ней советуюсь по творческим и другим вопросам.

— Вы с отцом со временем стали общаться на равных?

— Я ведь с ним не раз работал, хотя это непросто. На съемочной площадке я был не только сыном, но и актером, и такое совмещение «ролей» меня тяготило. Когда он предложил мне сыграть Федора Михайловича в своей картине «Три женщины Достоевского», я вспомнил съемки в «Подростке» и решил все хорошо взвесить. Неожиданно подумал: зачем судьба второй раз подбрасывает мне похожую ситуацию? Значит, я должен прожить ее и пройти стадию каких-то новых взаимоотношений с отцом, что-то узнать и о себе, и о нем.

— И что нового вы о нем тогда узнали?

— На последней картине оказалось, что нам легче стало работать друг с другом — мы были как сообщающиеся сосуды.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Елизавета Боярская Елизавета Боярская актриса театра и кино
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй