Любовное наваждение

Без любви жить нельзя — даже если тебе 44 года, у тебя 11 детей и на твоих плечах лежит огромное хозяйство...

А серьезную, немногословную Юлию баронесса растила для себя — она должна остаться в девках, жить с матерью и скрашивать ее старость. Материнская нежность, которой были обделены дети, достается Чайковскому: баронесса упрашивает его приехать в ее имение Семаки, окруженное тенистым садом и стоящее над речкой, там будет удобно работать.

В Семаках состоится их свидание, во время которого она так и не увидит своего друга: Надежда Филаретовна отметила именины сына Александра в саду имения — были танцы и фейерверк, она надела свое лучшее платье и любимые драгоценности. Приглашение получил и Чайковский: баронесса специально оговорила, что если ему неприятна публика — так пусть он посмотрит на их семейное торжество хотя бы со стороны.

Гремит музыка, взлетает фейерверк, она кружится в вальсе и чувствует, что несмотря на свои 48 лет, все еще хороша.

А то, что из-за деревьев на нее наверняка глядит любимый композитор, придает ее чувствам особую остроту. Друг видит, как блестят ее глаза, слышит, как звонко она смеется, — есть ли на свете большее наслаждение? На следующий день Чайковский прислал ей очень милое письмо: он рассыпался в благодарностях, и фон Мекк поняла, что ей делать.

С тех пор она стала пытаться залучить его в свой московский дом или усадьбу в Браилове — разумеется, когда она и ее домочадцы оттуда уезжали. К услугам композитора были особняк и поместье с вышколенной, угадывающей любое его желание прислугой. Надежда Филаретовна наслаждалась мыслью о том, что гений живет в ее стенах, пользуется ее вещами, и, вернувшись под свой кров, она будет спать на тех же простынях и подушках, что и Чайковский.

Надежда Филаретовна выдала своего сына за племянницу Чайковского,
надеясь, что этот союз сблизит ее с композитором. На фото: Николай фон
Мекк с женой Анной Надежда Филаретовна выдала своего сына за племянницу Чайковского, надеясь, что этот союз сблизит ее с композитором. На фото: Николай фон Мекк с женой Анной Фото: Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Однажды в Браилове они столкнулись во время прогулки: фон Меккк сидела в коляске рядом с дочерью, Чайковский тоже был в экипаже. Оба окаменели: он неловко поклонился, она, красная как рак, с бешено колотящимся сердцем, ответила — и не могла прийти в себя еще очень долго, несмотря на то что коляска Чайковского скрылась за поворотом лесной дороги.

Причуда перетекла в любовь, та становится все более сильной, мало-помалу превращаясь в серьезную, забирающую все ее душевные силы болезнь. Играя четырехручное переложение для фортепиано Четвертой симфонии Чайковского, Надежда Филаретовна рыдает от восторга, а покончив с музыкой, тут же садится за письмо:

«…Я играю — не наиграюсь, не могу наслушаться…

Эти божественные звуки охватывают все мое существо, возбуждают нервы… Я эти две ночи провожу без сна, в каком-то горячечном бреду, и с пяти часов утра уже совсем не смыкаю глаз, а как встаю наутро, так думаю, как бы скорее опять сесть играть…

Знаете ли, что я ревную Вас самым непозволительным образом, как женщина — любимого человека. Знаете ли, что когда Вы женились, мне было ужасно тяжело, у меня как будто оторвалось что-то от сердца…»

Это настоящее признание, но в ответ баронесса получает безупречно выдержанное, почтительное и предельно уклончивое письмо.

Композитор сообщает, что его любовь к ней так сильна, что он может выразить ее только музыкально.

Надежда Филаретовна ощущала себя глубоко униженной: неужели она не заслужила хотя бы одного живого слова, неужто Чайковский не чувствует к ней ничего, кроме вежливой благодарности?

Ночью ей снится странный, путаный и на удивление счастливый сон: ей снова двадцать, она опять хороша — да-да, в молодости на нее заглядывались мужчины! Тогда худоба была ей к лицу: высокая, стройная, с четко очерченным профилем, большими ясными глазами, бровями вразлет и непокорной копной рыжеватых волос, она слыла украшением балов. Все это к ней вернулось, и она идет по прекрасному весеннему саду — цветут вишни, под ноги мягко ложится молодая изумрудно-зеленая трава.

Где-то играет оркестр, в ее ушах звучит Четвертая симфония Чайковского. А вот и он: композитор идет рядом с ней, сжимая ее ладонь в своей.

Они идут вперед, туда, где расступаются садовые деревья, где видно широкое, еще не паханное поле… Баронесса проснулась и долго лежала в кровати, не понимая, где находится, не в силах разобраться в том, что она чувствует. Вот это — счастье? Почему же у нее щемит сердце, отчего так тяжело на душе? Она понимает, что вместе им не быть, — но ведь до сих пор ей хватало духовной близости и наслаждение было куда более острым, чем неуклюжие объятия покойного мужа…

Надежда Филаретовна фон Мекк всегда была уверена в том, что самый верный путь к успеху идет через познание самого себя.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Михаил Грушевский: «Зачем играть чувствами ребенка?»

Михаил Грушевский: «Зачем играть чувствами ребенка?»





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Анастасия Заворотнюк Анастасия Заворотнюк актриса театра и кино, телеведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй