Геворг Чепчян: «Мужчины огорчаются»

Поначалу Фрунзик Мкртчян всем казался баловнем судьбы. Столичная жизнь, главные роли, всенародная любовь…
Мария Черницына
|
Мария Черницына
|
23 Сентября 2011
Всего лишь раз посреди шумного застолья Фрунзик шепотом признался:
«Когда вокруг столько людей, я чувствую себя так одиноко... »
Всего лишь раз посреди шумного застолья Фрунзик шепотом признался: «Когда вокруг столько людей, я чувствую себя так одиноко... »
Фото: Фото из архива Г. Чепян

Приезжай через полчаса — будет тебе целый стол!

Бывало, после творческих посиделок в театре мы всей труппой ночью шли на городскую площадь. Мгер забирался на трибуну, не разобранную после митинга, и затевал свою демонстрацию. Выступал в роли Ленина, напрямую общаясь с пролетариями из актерского состава.

В ереванских кафешках его давно знали.

— Налей, — говорил Фрунзик официанту.

— А закусить? — интересовался тот.

— И закусить налей! — снова подставлял Мгер пустую рюмку.

В ресторанах нам всегда присылали в подарок бутылки: «Тот и этот стол вас уважают!» В один «злачный» вечерок перед Фрунзиком выстроилось с десяток призовых «кубков», полных коньяка, шампанского, водки... Мкртчян подозвал официанта и заключил сделку:

— Слушай, дорогой, я сейчас это все не выпью. Отказываюсь в пользу ресторана. А вот если однажды утром у меня не будет денег на кофе, тогда я к вам приду.

И с тех пор он частенько захаживал туда выпить чашечку кофе.

Однажды с похмелья Мгер пришел в театр в разных ботинках — один черный, другой коричневый. Когда я ему указал на эту забавную деталь, друг не растерялся: — Пусть люди смотрят!

Хочу ввести в Ереване новую моду.

Меру народной любви к себе Фрунзик не преувеличивал. По пути в Ленинакан его машину как-то тормознули жители села. Так один из них, увидев Фрунзика, поцеловал любимого актера... в капот.

Всего лишь раз посреди шумного застолья Фрунзик шепотом признался мне:

— Когда вокруг столько людей, я чувствую себя так одиноко…

Домой он не спешил, любил побродить по ночному Еревану. Когда его спросили, как же он так болтается по темным улицам совсем один, Фрунзик отшутился:

— Почему один? Собаки-кошки тоже ходят!

Его горе росло — он постепенно терял ту Донару, которую полюбил когда-то.

Во время приступов она переставала узнавать мужа, а он — ее. И с каждым разом срок госпитализации увеличивался. Наконец врачи посоветовали оставить Донару в больнице насовсем — ей требовалось постоянное наблюдение. И Фрунзик вернулся из Франции уже один. Заперся в квартире и пил несколько дней.

Дочь Нунэ к тому времени уже выросла, вышла замуж и уехала в Аргентину. Фрунзик ощущал себя гражданином мира, поэтому не побоялся выпустить ее за «железный занавес».

Вааг по-прежнему жил с отцом. Но он с детства был мальчиком непростым. Тяжело находил общий язык со сверстниками. Кроме рисования ничто больше его не интересовало.

В подростковом возрасте у сына начались нервные срывы. Отец решился его обследовать— выяснилось, что Вааг унаследовал болезнь матери. Фрунзику оставалось только ждать, когда она завладеет мальчиком полностью.

В общем, для поддержки душевных и физических сил моему другу требовалась компания. О новой супруге Фрунзик сообщил мне как бы между делом:

— А я, кстати, на днях женился!

— Опять?

— У Чарли Чаплина было несколько жен, так чем я хуже?

Сложно сказать, по любви или от отчаяния сошелся он с Тамарой Оганесян. Хотя она тоже была невероятно красивой, да еще моложе его бывшей жены.

Тамару утвердили на ту же роль в «Дяде Багдасаре», что и Донару. Одни и те же диалоги, сцены, которые Фрунзик с юности много раз проигрывал с любимой женщиной. Может, сработал эффект «дежа вю», но этот спектакль опять устроил личную жизнь Фрунзика.

Тамара была дочерью известного человека — председателя Союза писателей Армении. Отсюда и все ее богемные замашки — хлопотать по хозяйству она была не настроена. Готовить не умела. Вообще была настолько не приспособлена к самостоятельной жизни, что даже не могла одна поужинать. Поэтому бегала по всему Еревану и спрашивала знакомых, где гуляет ее Фрунзик. Часто находила мужа на вокзале, куда мы с ним наведывались, чтобы закусить любимыми пирожками с картошкой. Из этого невинного желания всегда получался скандал.

С появлением новой жены Фрунзик не остепенился.

И хотя Тамара пыталась взять его в кулак и пресечь пьянство, Мгер не мог принадлежать ей одной. Он уже давно стал народным достоянием. Со всеми вытекающими последствиями.

Постоянно ссорясь, супруги не прожили и года. За месяц до кончины Фрунзика Тамара от него ушла.

А смерти Мгер не боялся — он и над ней успел изрядно поглумиться. Даже всех нас уже подготовил. Повесил однажды в театре собственный портрет в черной рамке, рядом пришпилил траурный бант. И сам встречал каждого входящего со скорбным лицом: «Какая утрата! Какой был человек!» — указывал на фото издалека. Коллеги, конечно, огорчались и спешили в поминальный угол, чтобы узнать, какого бойца лишился наш дружный отряд.

Там снова встречали Фрунзика, только в графическом варианте — портрет над ними смеялся.

Декабрь 93-го года в Ереване не было света и тепла — отключили из-за военного конфликта с Азербайджаном. А Фрунзик пил несколько дней, оплакивая кончину нашего друга и коллеги Азада Шеренца. «Когда меня увидят в роли Отелло, наконец узнают, кто такой Фрунзик Мкртчян», — повторял он в пьяном бреду.

Потом он заперся в квартире и продолжал скорбеть в одиночку. Вааг шатался по темной квартире, уже не понимая, что происходит с 63-летним отцом...

Когда сломали дверь и вошли в квартиру, первым делом увидели Ваага: мальчик безучастно сидел на диване, глядя пустыми глазами в потолок.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог