Николай Пирогов: тени прошлого

Известный хирург с невеликой пенсией был доволен жизнью, но иногда на него нападала тоска.
Алексей Александров
|
18 Октября 2011
Александра Антоновна стала тенью мужа. Но будь у нее вторая жизнь, она прожила бы ее точно так же. Картина работы В.Сидорчука «Н.И.Пирогов за работой над «Дневником старого врача»
Александра Антоновна стала тенью мужа. Но будь у нее вторая жизнь, она прожила бы ее точно так же. Картина работы В.Сидорчука «Н.И.Пирогов за работой над «Дневником старого врача»
Фото: Национальный музей-усадьба Н.И.Пирогова

Сашенька терпеливо читала письма, которые, если честно признаться, нагнали не нее меланхолию. В ответном письме она огрызнулась: «Может, со временем моя любовь одушевит вас и вы почувствуете себя способным писать о своих чувствах, а не о всех возможных умозрениях…»

Он поспешил ее успокоить и в следующем письме обвел овалом пустое место и приписал: «Вот тебе мой поцелуй!» То, что Сашенькой помыкать не удастся, ему стало ясно еще до свадьбы.

Жена вырастила и воспитала его детей, стала Пирогову другом и советчиком. Жизнь оказалась долгой и полной событий: еще числясь в Медико-хирургической академии, он отправился на Кавказскую войну, где в полевых условиях испытывал свое изобретение — эфирный наркоз.

До этого все операции делались без анестезии, и хирургам приходилось спешить, иначе пациент мог умереть от болевого шока. Опыты прошли блестяще, а военный министр, которому он об этом доложил, велел начальству сделать профессору выговор: знаменитый хирург, отправляясь к нему, надел не тот мундир! С Пироговым от обиды случилась самая настоящая истерика — сопровождавшаяся судорогами и рыданиями.

Затем была Крымская война, а дальше началась его государственная карьера: новый император планировал реформы, для которых требовались новые люди, и великосветские друзья решили, что одним из видных деятелей нового царствования может стать Пирогов.

Он получил должность попечителя Одесского учебного округа, позже ему отдали Киевский.

Однако отношения с генерал-губернаторами, а затем и с Петербургом он испортил повсюду. Для государственного чиновника высшего ранга Пирогов оказался слишком левым, а его неизменный заношенный, похожий на балахон сюртук и несвежая рубашка, из-под которой торчала красная фуфайка, на губернаторских приемах выглядели совершенно неуместными. В Одессе Пирогов не уважил обратившегося к нему с просьбой митрополита, в Киеве заступился за неблагонадежного учителя и взбесил этим жандармерию. Он пытался искоренить розгу, излишне резким ответом оскорбил губернаторскую жену княгиню Васильчикову… Дело кончилось тем, что на Пирогове поставил крест сам император: Александр II решил, что он — неблагонадежный, опасный человек.

После отставки киевские либералы так шумно чествовали Пирогова, что император окончательно утвердился в своем мнении. У Николая Ивановича был еще один опыт государственной службы, на сей раз связанный с наукой, но министр просвещения тоже отправил его в отставку — с высоким чином тайного советника и скромной профессорской пенсией. После этого Пирогов навсегда обосновался в «Вишне».

Теперь он жил размеренно, в ладу с собой и людьми, и благодарить за это надо было жену...

За дверью кабинета послышались легкие шаги Александры Антоновны. Сейчас она войдет в комнату, приблизится к креслу, положит руки ему на плечи и поцелует в затылок.

Они отправятся в столовую: состоящий из его любимых блюд обед уже готов. Жена — верная подруга, он знает о Сашеньке все и может на нее положиться…

Пирогов был в этом совершенно уверен и не подозревал, что у Александры Антоновны имеются от него секреты.

Он считал, что лечит бесплатно, а на самом деле деньги получала жена. Когда Пирогов приезжал на летний отдых в Одессу, она «сдавала мужа на откуп»: предприимчивые люди выплачивали ей определенную таксу за каждого пациента. Пирогов торжественно зарекся возвращаться на службу, а Сашенька осаждала просьбами влиятельных знакомых, писала им, что на врачебные гонорары не проживешь, уговаривала похлопотать перед императором и подыскать мужу приличное место.

Николай Иванович обитал в значительно более далеком от реальности мире, чем Александра Антоновна. Жена Пирогова не была подвижницей и бессребреницей, она знала, что ее близкие должны жить в довольстве. Расходы у семьи были большими: детей приходилось учить, три имения требовали постоянных вложений, к тому же нужно было отложить деньги и внукам…

Она вошла в кабинет, поцеловала мужа в затылок и позвала его обедать. Мужчина, считавший себя главой семьи, и женщина, для которой он оставался большим ребенком, направились в столовую. Пирогов шел впереди. Александра Антоновна — за ним: при виде того, как он прихрамывает и сутулится, у нее замирало от жалости сердце. Она любила детей, но так и не смогла родить.

Была самолюбива и умна, а стала тенью мужа… Но эти мысли не приходили ей в голову: будь у Александры Пироговой вторая жизнь, она прожила бы ее точно так же.

1 2 3 4 5
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог