Николай Бурляев: «При встрече со мной Федор Бондарчук отводит глаза»

Актер рассказал о своей жизни и дружбе с Андреем Тарковским, Андреем Кончаловским и Никитой Михалковым.
22 Апреля 2015
Николай Бурляев c женой
С третьей женой Ингой Шатовой
Фото: из личного архива Н. Бурляева

До выхода фильма на экран в прессе появились двадцать две разгромные рецензии. Положительные отзывы выдающихся русских писателей Астафьева, Распутина, Белова, ведущих лермонтоведов и профессоров МГУ блокировались. Позже прочитал в книге о тайных организациях: «Если имя и дело какого-то автора будет нам противно, мы станем их порочить задолго до того, как о них узнают люди». А в картине я намекал на то, что к гибели Пушкина и Лермонтова причастно тайное общество. И меня тоже попытались убить — как творца, как режиссера.

Я ушел из Кремля до окончания заседания, а Сергей Федорович Бондарчук, которого тоже втаптывали там в грязь, остался. Он мне позже рассказывал, как подошел в перерыве к одной известной актрисе:

— Вы смотрели Колин фильм?

— Ой, Коленька еще так молод... Надо было ему еще пожить...

— А вы знаете, что он первый в нашем кинематографе рассказал о той силе, которая всем нам жить не дает?

— Какой силе?

— Книжки нужно читать, — сказал ей Бондарчук.

Мой бывший приятель режиссер Сергей Соловьев, которому я помогал как актер в его дипломной работе, потребовал, чтобы «Лермонтова» запретили, положили на полку. В начале перестройки, когда фильмы снимали с полки, предлагалось положить туда мою картину! Выяснилось, что Сергей сам хотел поставить фильм о поэте, но дали не ему, а мне. Сегодня картина живет, ее показывают в мировых киношколах. Я увидел моего «Лермонтова» на телеэкране при жизни. Мне повезло — Тарковский свои фильмы при жизни так и не увидел.

Моя старшая дочь Маша тоже стала актрисой. Ох как я этого не хотел! Чем дольше живу, тем критичнее отношусь к актерской профессии. За последние лет двадцать сам снялся всего в четырех фильмах. Эта профессия чревата показухой, самолюбованием, эгоцентризмом, завышенной самооценкой, гордыней, тщеславием. Хочется думать, что мне удалось пройти через эти рифы. После «Иванова детства» критики «гладили меня по головке», называли гением. Как не снесло крышу — не знаю. Я видел подлинных гениев, моих партнеров в Театре Моссовета, но когда возвращался в гримерку, из зеркала на меня смотрел все тот же заика Коля Бурляев. Уже тогда я, мальчишка, понимал, что не разделяю желания артистов жить и умереть на сцене. Не собирался вечно валять ваньку, плясать под чью-то дудку «на подмостках», да еще и окончить там жизнь. Ни за что! Коллеги на меня обижаются, когда говорю, что наша профессия сродни древнейшей: куда поманят, туда и идешь, прикажут раздеться — оголишься, велят крыть матом — будешь крыть, нести всякую чепуху...

Зная мое отношение к актерству, дочь со мной не советовалась. После школы поступила в ГИТИС, но долго мне об этом не говорила, не приглашала на свои спектакли, зная, что могу очень жестко высказаться. Позвала посмотреть лишь свою дипломную работу. Шел с мыслью: у тебя актеры все — от прабабушки, прадедушки до родителей, ну куда ты лезешь? Природе уже пора «отдыхать». К счастью, ошибся. Дочь тонкая актриса, которая к тому же прекрасно поет. Пять лет она проработала в Театре Маяковского.

Подпишись на наш канал в Telegram
Драник «Решти» с горбушей горячего копчения: рецепт от Александра Бельковича
«Для приготовления классического швейцарского драника «Рёшти» вам понадобится сковорода диаметром 24 см», — говорит шеф-повар и телеведущий Александр Белькович.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог