.

Юрий Соломин о брате: «Кое-кто выставляет нас с Виталиком чуть ли не врагами»

«Находясь на волосок от смерти, я видел туннель с ярким светом в конце», – вспоминает актер.
Юрий Соломин Портрет с автографом Ее Величества висит в моем рабочем кабинете Фото: Михаил Клюев

Отсмотрев на мониторе очередную пробу, Куросава мотал головой: «Не то». И вдруг кто-то вспомнил об основателе тувинского национального театра Максиме Мунзуке, сыгравшем охотника-проводника в детективе «Пропажа свидетеля». Стали звонить в столицу Тувинской АССР Кызыл:

— Где Мунзук?

— Нету. В тайгу на охоту ушел.

— Как только появится, немедленно отправляйте в Москву. Скажите: на пробы к самому Акире Куросаве!

Было знакомо это имя отвечавшему на звонок человеку или нет, не имею понятия, только Мунзука доставили быстро. В этот день я был в киногруппе и присутствовал при их встрече. Едва Мунзук вошел, Куросава воскликнул: «Дерсу!!!»

Работал Акира в своей, одному ему присущей манере. Выбирая место для съемок, мог час или два сидеть на стульчике и молча рассматривать каждое деревце, каждый изгиб горы сквозь темные очки, которые никогда не снимал. Потом вдруг поднимался и, показывая пальцем на точку съемок, говорил: «Здесь!»

Сразу после прибытия в город Арсеньев Куросава пошел в хозяйственный магазин, купил топорик, охотничий нож, наждачную бумагу, моток проволоки и еще кучу каких-то инструментов и материалов. Народ удивлялся: «Зачем это ему?» Вскоре стало понятно зачем. Выбрав картинку для кадра, Куросава ходил от дерева к дереву, отрезая сухие сучья или привязывая к веткам бумажные листики взамен облетевших. Если объем работы был большой, к нему присоединялась вся съемочная группа. А вот старить кожаные ремни, которые в кадре носили актеры, никому не доверял. Несколько вечеров подряд сам шкурил их наждачной бумагой.

С фильмом «Дерсу Узала» связано много воспоминаний — в основном хороших, радостных. Эту картину посмотрел весь мир — редкий случай, когда нашу ленту купили почти сто стран. В конце семидесятых мы с Алексеем Баталовым и Алисой Фрейндлих были приглашены на Дни советского кино во Францию. И вот иду я по Парижу и вижу огромную афишу со смутно знакомыми физиономиями. На дворе — лето, а мужик на первом плане — в зимней шапке. Подхожу ближе и во втором персонаже узнаю Максима Мунзука. Так, оказывается, мужик в шапке — это я!

Но был в моей жизни эпизод — тоже связанный с «Дерсу Узала», — который оставил в душе рану. О том, что лента получила «Оскар», я узнал из заметки в газете. А спустя пару дней встретил в коридорах «Мосфильма» известного кинокритика, который только что вернулся из Лос-Анджелеса. Поздоровавшись, он мимоходом обронил: «Когда объявили, что лучшим иностранным фильмом стал «Дерсу Узала», весь зал встал». Сказано это было настолько обыденно, что никакой обиды за себя и Максима Мунзука я не испытал. Ну получил вместо нас статуэтку кто-то из чиновников Госкино — и бог с ним. Не пригласили в Министерство культуры и в Комитет по кинематографии, чтобы поздравить? Ничего страшного — обойдемся. Понимание, чего нас лишили, пришло спустя много лет. В середине девяностых в киноконцертном зале «Россия» была организована первая прямая трансляция вручения «Оскаров». Когда я увидел, как после объявления фильма-победителя весь зал встает, как его создателям рукоплещут люди, составляющие цвет мирового кинематографа, как новоявленные оскароносцы поднимаются на сцену, говорят благодарственные речи... С комом в горле выбрался из зала и пошел по ночной Москве домой. В голове стучало: «Они украли у меня мой звездный час...»

Кроме «Дерсу Узала» Куросава должен был снять в Советском Союзе еще один фильм — по рассказу Эдгара По «Маска красной смерти». Мне досталась главная роль — принца Просперо. Композитор Исаак Шварц, написавший прекрасную музыку для «Дерсу...», начал работать над мелодиями к «Маске...». Есть хроникальные кадры, где мы со Шварцем и Куросавой сидим в гостинице «Европейская» в Ленинграде и, обсуждая будущий фильм, потягиваем виски суперэлитной марки. Это была реклама, в обмен на которую производители крепких напитков намеревались пополнить бюджет картины. К слову, и для меня, и для Шварца это было первое и последнее участие в рекламе.

Все шло своим чередом, пока на «Мосфильме» не организовали обсуждение «Маски...» с участием маститых отечественных режиссеров. Мэтры стали давать японскому коллеге советы: «Вот этот эпизод нужно снимать так», «С этой ролью лучше всего справился бы тот». Куросава всех молча выслушал, а по окончании собрания сказал Сизову, что фильм снимать не будет. И как ни уговаривал его Николай Трофимович, обещая, что никто в съемочный процесс вмешиваться не станет, решения не изменил.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Пелагея Пелагея певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй