.

Брат Татьяны Самойловой: «Нервное заболевание сестры стало расплатой за ее успех»

Алексей Самойлов рассказывает о драме своей сестры Татьяны Самойловой.
Мать Татьяны Самойловой А для меня идеалом была спокойная и мудрая мама — Зинаида Ильинична Левина Фото: из личного архива А. Самойлова

Но это было позже. А пока — первые мои детские воспоминания, смутные, как в тумане, связаны с Гранатным переулком в Москве. Я, малыш лет четырех, сижу под столом, за которым сестра делает уроки. И аккуратно, пальчиками поглаживаю ее ноги. Это не обожание или преклонение, это просто любовь, для объяснения которой также слов не нужно.

Жили мы в коммуналке на семь семей, которую папе дали от театра. Из-за многочисленных соседей мне в детстве так и не купили пианино, хоть я и обладал абсолютным слухом. Сестре с дополнительным образованием повезло куда больше. Ее отдали в балетную студию при Московском академическом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Потом Таню как одаренную выпускницу приглашала в школу при Большом театре сама Майя Плисецкая. Но сестра уже твердо решила стать артисткой. Хотя отец отговаривал: «Не нужно тебе этого! Эта работа требует очень много сил. Физических, психологических и профессиональных. У тебя их нет в задатке».

Через несколько лет этот разговор повторился и со мной. Предчувствовал ли отец, что актерская стезя, коснувшись крылом счастья, в будущем принесет боль и разочарования — и Тане, и мне?

Эта профессия зависимая как ни одна другая. В театре есть доска объявлений — когда режиссер готовит новый спектакль, вешает туда лист с распределением ролей: артист такой-то играет этого персонажа, тот — того. А если ты подходишь к этой доске и не обнаруживаешь своей фамилии один раз, второй, третий? И понимаешь, что не нужен? Ни режиссеру, ни Мельпомене, ни всему белому свету. Это страшное чувство.

Кино таит другой подвох. Я, например, в 1973 году попал на площадку к Самсону Самсонову, который снимал фильм «Много шума из ничего»: у меня была роль принца.

Работали на двадцатипятиградусной жаре. Дубль за дублем, одни и те же фразы и эмоции: «Улыбнись. Заплачь. Теперь засмейся сквозь слезы». А ведь каждое из этих чувств нужно раз за разом проживать. Надрыв. До изнеможения. До обморока.

«И вот на это тратить свою единственную жизнь?!» — с удивлением думал я, выходя из кадра после очередного дубля выжатый, совершенно без сил. И закончив съемки, навсегда закрыл для себя тему кино. Хотя позже и снялся еще в трех лентах, но в массовке, больше для заработка, не для искусства.

У Тани с театром не задалось, а вот кинематограф ее захватил. Закружил, пожевал да и выплюнул. Я не в курсе подробностей первых шагов сестры в профессии: мал был. С родителями она, наверное, многим делилась. Но я при этих разговорах не присутствовал, меня не допускали. Так было заведено. Папа говорил: «Алеша, иди в свою комнату». Даже когда в доме бывали папины коллеги или Танины однокашники и приятели — Василий Ливанов, Евгений Урбанский, Алексей Баталов, меня отправляли к себе. «Ты слишком молод, — говорил папа. — Эти разговоры не пойдут на пользу, побудь вдали».

Татьяна Самойлова и Василий Лановой Во время съемок «Анны Карениной» Таня и Василий уже давно были в разводе Фото: Kinopoisk

А в святая святых, его кабинет, мне и вовсе запрещалось даже заходить. В подростковом возрасте, когда стал читать запоем (не без Таниного, кстати, влияния. Она сказала: «Алеша, если хочешь стать образованным человеком и тем более артистом, ты обязан набираться впечатлений через хорошую литературу), отец напоминал: «Сын, если захочешь какую-то книгу из моей библиотеки, скажи, я дам. Сам не бери!» У него было четкое понимание «своей территории», не любил, когда кто-то копается в его вещах, даже собственный ребенок.

Я не обижался: это был определенный порядок, к которому привык с детства и не знал, что бывает как-то иначе. При всем том не могу сказать, чтобы нас всерьез сторожили. Родители и голос-то на меня, хулигана, не повышали. Даже когда однажды — уже лет в пятнадцать — папа обнаружил в кармане моей курточки пачку сигарет. Позвал на кухню. И завел серьезный разговор, почти на равных:

— Алеша, ты куришь?

— Курю! — гордо вскинул я подбородок. Хотя, если честно, дымил всего пару раз и втянуться еще не успел, а пачку получил от дворовых друзей на хранение.

— А ну-ка, давай кури при мне!

Отец протянул пачку, может думал, застыжусь, не посмею. Но коса нашла на камень — я вытащил сигарету, затянулся. Закашлялся, в глазах стояли слезы. Но упрямо затянулся снова.

— Что ж, — задумчиво протянул папа. — Раз такое дело, у меня к тебе только одна просьба: кури дома, а не на улице за углом.

И получив «благословение», я дымил почти сорок лет. Лишь в возрасте за пятьдесят бросил. По собственному желанию: здоровье не то.

Таня тоже покуривала. Вредную привычку завела на съемках фильма «Летят журавли». Но не от баловства, а на фоне колоссального перенапряжения, которым там буквально пропитан каждый кадр.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Галина Юдашкина Галина Юдашкина фотограф, модельер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй