Бывший друг Никиты Михалкова: «Наша дружба пройдя огни и воды, сломалась под звуки медных труб»

Известный российский каскадер Николай Ващилин поведал историю своей дружбы с актером и режиссером Никитой Михалковым.

Была и дача в подмосковном поселке Николина Гора. Это теперь Никита возвел роскошный особняк, а прежде только звучало громко — усадьба Михалковых. Правда, земли было много, гектар. Когда в конце семидесятых я приезжал на эту дачу, там было два дома. Один, поменьше, построенный чуть ли не до революции, весь скрипел и трещал от старости. Второй поновее и побольше, в два этажа: на первом — холл, на втором — спальня и два флигелечка по бокам. Всюду картины деда. Никакого хрусталя и прочей безвкусицы, везде книжные стеллажи и шкафы, особенно много в комнате Андрона, старшего брата Никиты.

Стены у него, помню, были оклеены не обоями, а симпатичными зелеными гобеленами.

Кстати, познакомились мы с Никитой через Андрея Кончаловского, которого все близкие зовут Андроном. Было это на съемках фильма «Романс о влюбленных». Мне тогда не исполнилось и тридцати, но уже успел несколько раз стать призером чемпионата СССР по самбо. Тренировался у Анатолия Рахлина в обществе «Труд», где старшим тренером был Александр Массарский. Серьезных трюковых фильмов в СССР не снимали. Нужно подраться в кадре, упасть, проехаться на мотоцикле — все это было под силу самим актерам. Но в 1965-м на съемках картины «Директор» погиб знаменитый по фильму «Коммунист» Евгений Урбанский и в Госкино озаботились проблемой: что делать?

Когда мы познакомились с Никитой, я уже был неоднократным призером чемпионата СССР по самбо Когда мы познакомились с Никитой, я уже был неоднократным призером чемпионата СССР по самбо Фото: из личного архива Н. Ващилина

Не знаю, Массарский ли вышел на киностудию или они на него, но в середине шестидесятых Александр Самойлович начал использовать своих спортсменов на съемках. Пригласил и меня. Так что в кино я стал работать с восемнадцати лет.

Спортсмены Массарского просто обожали. Он же называл нас «мальчиками для битья», а режиссерам рассказывал, что его «самбисты — люди-машины и могут выполнить абсолютно все». Такая реклама порой выходила боком. Так, в августе 1972 года в Луге на съемках фильма «Блокада» Массарский предложил нам выпрыгнуть из горящих вагонов. Все следовало сделать с первого раза: репетировать было слишком долго и дорого. Что-то пошло не так, вагоны наполнились дымом и спортивная массовка — двадцать человек — лишь чудом не сгорела заживо.

Двумя годами позже нас и вовсе чуть не повесили.

По-настоящему. Случилось это во время работы над картиной «Звезда пленительного счастья». В сцене казни декабристов из-под ног каскадеров выбили помосты и мы висели над глубокой ямой, а Олег Янковский произносил длинный монолог. Я истошно заорал и сорвал съемку, заметив, что один из наших, Толя Ходюшин, не просто захрипел, а задергался в конвульсиях. Потом выяснилось: страховочный ремень от парашюта так сильно перетянул ему бедренную артерию, что он оказался на волосок от смерти.

Кстати, еще до моего прихода к Массарскому была драматичная история на съемках фильма «Человек-амфибия»: каскадера попросили перепрыгнуть с одного здания на другое и не рассчитали риски.

Бедолага во время прыжка ударился обеими стопами о стену, и его кости буквально рассыпались в труху. Стал инвалидом... «Мы умирали по воле режиссеров, или Откровения каскадера» — так я назвал книгу, которая скоро выйдет в одном из московских издательств.

С особым чувством вспоминаю съемки картины «Любовь Яровая», где мне посчастливилось познакомиться с Василием Шукшиным. Как-то мы, группка спортсменов, ожидали в автобусе команды режиссера. Василий Макарович сидел там же — тогда звезды не требовали отдельных апартаментов и прочих благ. Он начал расспрашивать нас, как к соревнованиям готовимся, где уже выступали. Через несколько минут пригласили в кадр. Сцена расстрела, я — рядом с Шукшиным, на краю глубокой ямы.

— Давай так: сначала ударишь его прикладом в лицо, — отдал приказ Массарскому, кивнув в мою сторону, оператор Евгений Шапиро, — потом целишься в Василия Макаровича.

— Как это прикладом в лицо? — удивился Шукшин. — Живого человека?!

— Да мои спортсмены — люди с железными нервами и телами! — начал бравировать Александр Самойлович. Но Шукшин даже слушать не стал, ушел в автобус. Сцену так и не сняли, а я избежал возможности пострадать за искусство.

Потом встречался с Шукшиным на съемках «Даурии», «Калины красной», «Они сражались за Родину». Случалось говорить о жизни.

— Хочу профессионально осваивать трюковое искусство, учить этому молодых, — поделился я с ним.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Джонни Депп (Johnny Depp) Джонни Депп (Johnny Depp) актер, режиссер, музыкант, сценарист и продюсер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй