Феликс Розенталь о скандале вокруг мемуаров Хрущева

В практике спецслужб нередки случаи, когда к проведению секретных операций привлекают людей со стороны. Их используют втемную, не посвящая в замысел, но иногда спустя годы они сами неожиданно находят разгадку тайн разведок и контрразведок.
27 Января 2014

Шеф бюро Джерри Шектер все еще отсутствовал. Я каждый день приходил на работу, просматривал газеты, следил за развитием событий, отвечал на вопросы нью-йоркской редакции и ждал сообщения о предстоящей публикации мемуаров. Немногочисленный технический персонал бюро — секретарь, телетайпистка, шофер — и не подозревал, что наша судьба напрямую зависит от того, что появится на страницах «Лайф».

Так прошли сентябрь, октябрь, наступил ноябрь, но новостей не было. Я с трудом сохранял спокойствие. Вадим тоже волновался, хоть и делал вид, что все идет по плану.

Наконец семнадцатого ноября 1970 года, в день моего рождения, из штаб-квартиры корпорации в бюро пришел анонс. Там говорилось, что двадцать седьмого ноября в журнале «Лайф», а также в девятнадцати других зарубежных изданиях, которым «Лайф» продал право публикации этого же текста, появятся несколько эпизодов из воспоминаний Хрущева.

Автор в них повествует о знакомстве и встречах со Сталиным и высказывает свое мнение о вожде народов как о личности и руководителе. Все как и обещал Гарт. Можно было перевести дух. Неплохой подарок на день рождения!

В тот вечер я с особым удовольствием обмывал у себя дома с друзьями оба события — свое появление на свет и долгожданный анонс. Как «опытный» разведчик, поднимал с Вадимом бокалы «за успехи в работе», многозначительно переглядывался с ним и важно надувал щеки.

После публикации в «Лайф» вышла статья в другом журнале корпорации — «Тайм».

Обложки журнала Life с мемуарами Хрущева
Обложки журнала Life с мемуарами Хрущева
Фото: РИА Новости

В ней, в частности, говорилось: «Несколько дней назад впервые за шесть лет ТАСС упомянуло имя Хрущева в одном из своих сообщений, процитировав его заявление, в котором тот отрицает, что когда-либо передавал свои воспоминания какому-либо изданию. «Это все сфабриковано, и я возмущен этим», — сказал Хрущев».

Материалы в «Лайф», несмотря на всю их сенсационность, неприятных сюрпризов для советского руководства не содержали. Седьмого декабря, в связи с выходом в свет следующего номера «Лайф» с новой порцией воспоминаний Хрущева, «Тайм» выступил со второй статьей. В ней рассказывалось, что Хрущев наговаривал воспоминания на магнитофон. Подлинность записей подтверждали известные советологи, хорошо знавшие голос и разговорный стиль автора.

Они же высказывали предположение, что материал был собран кем-то из ближайших родственников Никиты Сергеевича — Алексеем Аджубеем, Львом Петровым, Радой или Сергеем Хрущевыми. А может, и всеми вместе.

Журнал не называл имени человека, переправившего мемуары на Запад и заключившего сделку с издательством «Литтл, Браун энд Ко.», но характеризовал историю переговоров и передачи пленок как «почти детективную, с тайными встречами в отеле, зашифрованными сообщениями по телексу, переправленными через границу пленками, подковерной политической борьбой и счетами в швейцарских банках». А до этого одна из датских газет прямо называла участников таинственных встреч в Копенгагене: Мюррей Гарт, Джерри Шектер и Виктор Луи. «О чем могли вести переговоры ответственные сотрудники «Тайм Инк.»

с этим человеком сомнительной репутации?» — задавался вопросом автор статьи. Редакция же «Тайм» не делала никаких выводов, но они напрашивались сами собой.

Книга воспоминаний опального генсека вышла в свет в самом конце 1970 года, перед католическим Рождеством. Она называлась «Хрущев вспоминает» — Khruschev remembers. Но еще до этого события, как рассказывал мне Вадим, поток реляций из советского посольства в Вашингтоне в Москву, связанных с предстоящей публикацией книги, заметно уменьшился, а потом и вовсе иссяк. В негласном соревновании между МИДом и КГБ победила «контора», возглавляемая Юрием Андроповым.

Первые отклики на мемуары свидетельствовали, что они стали разочарованием для тех, кто рассчитывал на сенсационные разоблачения советских руководителей.

1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог