Оттого за все совместные годы не только ни разу не поругались, даже голос друг на друга не повысили. Это было просто невозможно! Бывало, и хочешь на него рассердиться, а он сморозит что-нибудь юморное — волей-неволей расхохочешься.
Жалею лишь, что несмотря на все старания, так и не смогла наладить отношения Михаила Ивановича с его родной дочерью. Алена и сегодня продолжает считать, что семья молодой жены прибрала к рукам наследство Пуговкина, а им с сыном ничего не досталось. Бог ей судья. Семья у нас с Миничкой была одна — общая. Услышь он эти слова, наверняка повторил бы любимую присказку: «Да, у меня молодая красивая жена. А еще у нас куча внуков. Дай бог Ирине Константиновне здоровья и долгих лет жизни. Со мной, конечно». Но обо всем по порядку.
Мы познакомились благодаря моему брату — народному артисту РСФСР Юрию Медведеву. Юра и Пуговкин подружились еще в 1954 году: пробовались на одну и ту же роль в фильм «Испытание верности». Режиссер Иван Пырьев выбрал Юру, но отношения у них сложились прекрасные. Брат рассказывал, как сразу после войны они часто встречались в кафешке напротив Театра имени Ермоловой, где Юра работал. У молодых артистов было туго с деньгами, а тамошняя буфетчица Верочка отпускала им в долг.
Я этого, конечно, не застала. У нас с братом серьезная разница в возрасте — двадцать два года.
С Юрой мы общались, когда приезжала к подмосковной родне. Школьницей он даже брал меня с собой на съемки «Дамы с собачкой», познакомил с Алексеем Баталовым.
Мы с братом часто переписывались. В одном из его посланий я прочла: «Ирочка, снимаюсь со своим другом Михаилом Пуговкиным в Алма-Ате. Картина «Штрафной удар». И Володя Высоцкий с нами». А через несколько лет они встретились на съемках фильма «Шельменко-денщик».
Вот только в двух этих лентах я Пуговкина и видела: ради брата. Некогда мне было по кино расхаживать. И легендарной «Свадьбы в Малиновке», где Миничка сыграл Яшку-артиллериста, не смотрела. Когда вышел этот фильм, жила с мужем в Улан-Удэ. Вячеслав, с которым познакомились еще в школе, был летчиком, командиром эскадрильи. Он так редко бывал дома, что даже удивляюсь, как мы умудрились родить двоих сыновей, Костю и Мишу. Все хозяйство было на мне, и мальчишки тоже. Еще и в институте училась — дважды в год летала в Ивано-Франковск на сессии, чтобы получить диплом старшей пионервожатой.
На кино и телевизор времени просто не оставалось. Когда муж нашел себе зазнобу помоложе, я не смогла простить и вернулась в Крым. Надо было поднимать сыновей, так что вертелась как белка в колесе. Работала в школе, в управлении культуры, была администратором цирка-шапито. А потом внуки появились, снова забот полон рот...
Впервые оценила, какой Михаил Иванович артист, только попав на его встречу со зрителями. Актеры любили приезжать к нам на побережье: можно и на пляже позагорать и неплохо заработать, выступая перед отдыхающими в многочисленных здравницах. В конце восьмидесятых, на излете существования Советского Союза, я учредила первое в Крыму хозрасчетное предприятие, связанное с кинематографом: договаривалась с артистами и устраивала их выступления.
Сотрудников в «конторе» было всего четверо: я сама, оба сына — один как водитель, другой как киномеханик — да кассир. С нами работали четверо: юморист Евгений Грушин из команды Петросяна, писатель-сатирик Леонид Французов, актеры Наташа Варлей и Михаил Кокшенов. Концерты проходили в шестидесяти двух здравницах — от Севастополя до Алушты.
Иногда то тут, то там попадались на глаза афиши творческих вечеров Михаила Пуговкина. Дай, думаю, заеду, посмотрю. Все-таки друг юности моего брата. Увидела Миничку на сцене и пропала: это было море обаяния! На встречах артисты появлялись на сцене на десять минут перед фильмом с их участием, а после сеанса — поминай как звали.
Миничка же выходил к зрителям четыре раза за вечер. И на вопросы отвечать любил, да так искрометно, что в зале хохот стоял.
Я, конечно, сразу кинулась: «Михаил Иванович, давайте поработаем вместе!» Но он посмотрел недоверчиво. Попросила брата замолвить словечко. «Зря отказываешь Ире, — убеждал Пуговкина Юра. — Она, конечно, самая настоящая «суматоха»: все делает сразу и одновременно. Но на первом плане всегда работа — то есть артист». Однако Пуговкин предпочитал действовать по старинке, был предан обществу «Знание», которое устраивало творческие встречи в советские времена. Не мог решиться работать по-новому. Даже несмотря на то, что гонорары мои «подопечные» получали в несколько раз больше тех, к которым он привык. К тому же Михаил Иванович вообще не верил, что женщина в состоянии что-то организовать. Хотя словечко «суматоха» запомнил и впоследствии часто так меня называл.
До сих пор не знаю, удалось бы нам познакомиться ближе, не случись несчастье.