Сын Игоря Кваши об отношениях с отцом, его работе и обиде на Ефремова

На эскалаторе станции «Площадь Революции» папа признался маме в любви и предложил пожениться. Она немедленно согласилась.

Ходил к своим приятелям Борису Биргеру, Льву Збарскому, Борису Мессереру в мастерские, писал картины маслом. Часто ездил на природу, у нас сохранились его потрясающие этюды-воспоминания о Кижах.

Как-то на дачу в Переделкино приехал мой друг Миша Миндлин, гендиректор Государственного центра современного искусства, художник и искусствовед. Сидим, выпиваем, а он то и дело посматривает на лестницу, рядом с которой висит несколько картин. Вдруг говорит:

— Неплохой у тебя Лансере. Где взял?

Я начал хохотать:

— Какой Лансере, это папина картина.

Миша подошел, посмотрел внимательно и изрек:

— Ему надо выставляться.

Отец своими полотнами, к сожалению, не дорожил, много раздарил, потерял...

Все увлечения отца только обрамляли его настоящую страсть — театр. С ним были связаны и большое счастье и не меньшие потрясения. 1970 год выдался особенно трудным. Театр уехал на гастроли в Среднюю Азию, и оттуда Фурцева вызвала к себе Ефремова.

Папа рассказывал: «Олег вернулся из Москвы сильно выпившим, собрал «стариков» на общее собрание и сказал: «МХАТ гибнет, Фурцева предложила мне стать главным режиссером, чтобы спасти театр.

Министр культуры Екатерина Фурцева Министр культуры Екатерина Фурцева Фото: ИТАР-ТАСС

Я согласился». И позвал ведущих актеров труппы уйти вместе с ним. Все отказались.

Отец уговаривал Ефремова одуматься: «Нельзя спасти театр, в котором главное — партийная организация и местком». Актриса Нина Дорошина высказала общее мнение: «Олег Николаевич, вы хотите, чтобы мы влились в труппу МХАТа и стали спасителями? Давайте представим: стоит ведро с помоями, и что, если влить туда бутылочку чистой воды, они чище станут?»

Но Ефремова уже никто не мог остановить, сбывалась его мечта стать главным режиссером главного театра страны. Папа сильно переживал их расставание: «Я очень хорошо помню Олега молодым, и иногда мне не хочется вспоминать его старым...

Главное в нем было то, что он борец. Это определяло его характер. Для него было важно создать союз единомышленников, чтобы все любили друг друга, чтобы образовалась семья... Но природа не дала ему одной способности — любить по-настоящему. Горячо любит человека, пока он рядом, пока есть общее дело, а потом все как будто уходит в песок...»

Отец никогда не кривил душой, мог любому сказать абсолютно все, что считал нужным и правильным, и не особенно церемонился при этом.

Уход Ефремова стал для «Современника» сильным ударом, поскольку он совмещал в театре сразу две должности: главного режиссера и директора. Но, как ни странно, паники не возникло, наоборот, коллектив сплотился еще теснее.

Обязанности директора решили возложить на Леонида Эрмана, заместителя Олега Николаевича, однако в горкоме партии и слышать об этом не хотели: «Предлагайте русского и партийного, иначе пришлем своего». Евстигнеев категорически отказался, тогда вызвался Олег Табаков: «Я русский и партийный». Так у театра появился директор. Папа всегда с восхищением говорил об организаторских способностях Олега Павловича.

Вопросы творческого управления взяли на себя «старики»: Волчек, Кваша, Табаков и Толмачева. За два года коллегиально выпустили шесть замечательных спектаклей, но будучи людьми искусства, каждый со своим взглядом на мир, периодически тянули в разные стороны. Это было неправильно. Все понимали: театр не может существовать без лидера, и в 1972 году на общем собрании главным режиссером выбрали Галину Волчек.

Благодаря Галине Борисовне «Современник» обрел второе дыхание.

При ней отец много поставил как режиссер: «Кабала святош» и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, «Кот домашний средней пушистости» Владимира Войновича и Григория Горина, «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?» по стихам Гумилева, Волошина, Маяковского, Есенина, Бродского.

Последняя встреча папы с Ефремовым состоялась в 2000 году на премьере спектакля «Современника» «Играем Шиллера». Олег сидел в директорской ложе, плохо себя чувствовал, уже пользовался кислородным баллоном. О постановке сказал коротко: «Это настоящее». В конце мая Олег Николаевич умер. Кваша пережил его на двенадцать лет.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Киану Ривз (Keanu Reeves) Киану Ривз (Keanu Reeves) актер, кинопродюсер, режиссер и музыкант
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй