Сын Игоря Кваши об отношениях с отцом, его работе и обиде на Ефремова

На эскалаторе станции «Площадь Революции» папа признался маме в любви и предложил пожениться. Она немедленно согласилась.
Игорь Кваша с Олегом Ефремовым в спектакле «Вечно живые» Игорь Кваша с Олегом Ефремовым в спектакле «Вечно живые» Фото: РИА Новости

Помню, у нас на кухне долго стояла полная бутылка «Кьянти» в плетеной корзиночке, кто-то приделал к ней лампочку, получился вполне симпатичный предмет интерьера. И вот однажды пришли друзья, выпили, но градуса не хватило. И тут папа произнес ставшую легендарной фразу: «Друзья, давайте выпьем лампу!»

Родители обожали накрыть стол, назвать гостей, чтобы было шумно, весело. Те, кто бывал у нас дома первый раз, поражались тому, что отец абсолютно все ел с хлебом: пельмени, лапшу, плов. Такой вот отголосок военного детства. И при этом он никогда не испытывал проблем с весом. Был худым, подтянутым. Думаю, что папа очень много энергии терял во время репетиций и спектаклей, набрать лишнего жирку просто не удавалось. Он наворачивал полную тарелку макарон, заедал хлебом и улыбался: «Зачем считать калории?

У меня в театре столько физкультуры, на всех хватит».

Отец вообще был физически развит, в молодости занимался конным спортом, в фильме «Достояние республики» сам делал трюк на лошади, в теннис любил поиграть, когда время позволяло. Все старался делать мастерски, это вообще очень важная черта его характера — в любом деле добиваться профессионализма. Когда в качестве режиссера ставил свой первый спектакль «Сирано де Бержерак», пригласил призера чемпионата мира и Олимпийских игр Давида Тышлера, чтобы тот обучил актеров фехтовальным приемам.

Жизнь отца была настолько напряженной, что моим воспитанием занимались мама и бабушка, а папу я видел в основном в промежутках между репетициями и спектаклями или во время отпусков, когда вместе ездили отдыхать.

Помню, как мы с ним отправились в Крым на машине, — маму сильно укачивало, и она предпочитала летать самолетом. Я лежал на заднем сиденье, смотрел через окно на небо, кроны деревьев и был абсолютно счастлив.

Однажды папа вызвался помочь мне написать сочинение на тему «Что бы я сказал Владимиру Ильичу Ленину, встретив его на улице».

— Представь, Вовка, — сказал он, — идешь ты, а навстречу тебе — Ленин. И ты ему говоришь: «Владимир Ильич, хочу построить завод или фабрику...»

— Папа, что я ему могу рассказать? Он так давно умер и ничего про нашу жизнь не знает.

— А ты подумай, развивай фантазию.

Когда через полчаса отец вернулся в комнату, я спал. Передо мной на столе лежал лист бумаги, на котором была написана первая фраза: «Владимир Ильич, за время вашего отсутствия в гробу...»

Папа хохотал в голос и больше меня не мучил. Он вообще не очень-то интересовался вопросами воспитания. Вот его отец был, по словам бабушки Доры, большим докой по этой части. Вместо того чтобы отругать сына Игоря за непослушание, пошел на улицу Горького в студию грамзаписи и записал «звуковое письмо». Дома включил граммофон, сделав вид, что это радио. В комнате раздалось: «Говорит станция Коминтерна. Мы начинаем передачу про мальчика Игоря Квашу, который плохо себя ведет, не ложится вовремя спать и отказывается есть». Дед подговорил знакомых, они после «передачи» стали звонить и рассказывать, что слышали ее.

Ефремов позвал ведущих актеров «Современника» с собой. Все отказались... Ефремов позвал ведущих актеров «Современника» с собой. Все отказались... Фото: ИТАР-ТАСС

Папа поверил, решил, что вся страна теперь знает про его «художества», и долго ходил тише воды ниже травы. Однажды не удержался и спросил Дору: «А Сталин в Кремле тоже про меня слышал?»

Отец по натуре был очень увлекающийся человек. Одно время вместе с друзьями-художниками ездил по российским захолустьям фотографировать полуразрушенные деревянные дома. Оттуда же притащил резные наличники потрясающей красоты и сложил в гараже, так и не смог придумать им применение. Лампы старинные ему нравились, пепельницы, чернильницы. Очень дорожил подарком Виталия Яковлевича Виленкина — это был хрустальный стакан с надписью «За веру, царя и Отечество».

Собирал антикварную мебель — комоды, диваны.

Узнав от знакомых, что кто-то «достал», например, румынскую стенку и собирается выкидывать старую мебель, тут же шел смотреть. Если глянулось — немедленно покупал, у нас в доме до сих пор нет ни одного современного предмета интерьера. Но и расставался с вещами легко. Однажды я нашел на помойке очень красивое старинное кресло, самостоятельно отреставрировал и поставил в свою комнату. Уехал отдыхать, возвращаюсь — кресла нет. Жутко разозлился:

— Пап, где мое кресло?

— В театре. Прости, сын, но теперь это трон короля Людовика. Реквизит для «Мольера».

Я, конечно, смирился. В общем, благодаря отцовской любви к старинным вещам с конца девяностых годов профессионально занимаюсь реставрацией, только не мебели, а классических старинных автомобилей.

Еще в тридцать пять лет папа начал рисовать.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Евгений Миронов Евгений Миронов актер театра и кино, продюсер, художественный руководитель Театра Наций
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй