Сын Игоря Кваши об отношениях с отцом, его работе и обиде на Ефремова

На эскалаторе станции «Площадь Революции» папа признался маме в любви и предложил пожениться. Она немедленно согласилась.

Как говорил папа: «Уступать им было нельзя ни в каком случае, иначе со свету сведут издевками».

Папин отец, Владимир Ильич Кваша, высшее образование получил в Харькове. После первых «чисток» его исключили из партии, и он перебрался в Москву, преподавал в Химико-технологическом институте имени Менделеева, защитил докторскую диссертацию. Когда началась война, несмотря на то что у него была бронь, дед несколько раз просился в действующую армию, но ему отказывали. Наконец записался в московское ополчение. Пришел домой счастливый, взял Игоря на руки, подбросил до потолка: «Меня все-таки берут на фронт, пойду защищать свой народ и вас с мамой». Тридцатого декабря 1942 года он погиб под Ленинградом.

Папина мама, Дора Захаровна, получив похоронку, утаила ее от сына. Знала, что для Игоря это будет тяжелейшим ударом. А он все ждал и ждал писем с фронта. Вспоминал: «В тот день, когда мама призналась, что отец убит, ушло мое детство» — ему было всего двенадцать лет. Всю свою жизнь он носил в душе эту боль, думаю, потому и согласился вести телепередачу «Жди меня». Даже в последние годы, когда уже страдал от тяжелейших приступов удушья, продолжал работать над программой. Сорок тысяч человек, потерявших друг друга во время войны, благодаря Кваше и его коллегам спустя десятилетия нашли друг друга.

Папино умение не пасовать перед трудностями во многом определило его судьбу. Еще учась в Школе-студии МХАТ, он и его друзья: Галя Волчек, Олег Табаков, Лилия Толмачева, Олег Ефремов и Женя Евстигнеев — задумали создать при МХАТе собственную студию, свободную от ханжеской цензуры.

Игорь Кваша с родителями Владимиром Ильичом и Дорой Захаровной Игорь Кваша с родителями Владимиром Ильичом и Дорой Захаровной Фото: из личного архива В. Кваши

Даже выбрали пьесу для постановки — «Вечно живые» Виктора Розова, но руководство Художественного театра идею не одобрило. И получив дипломы, все они разошлись по разным сценам. Папу распределили во МХАТ. Большая честь — сразу попасть в альма-матер, но он чувствовал себя отступником. Ведь Кваша и Ефремов поклялись создать свой театр и даже записали клятву на бумаге: «Мы, Игорь и Олег, понимаем, что это решает нашу жизнь. Клянемся все отдать и не отступать!»

Помог им педагог Виталий Яковлевич Виленкин. Что уж он говорил «старикам» МХАТа, неизвестно, только те разрешили молодым артистам репетировать по ночам на сцене Школы-студии.

Работали как одержимые, до трех-четырех часов утра, если и этого времени не хватало, шли к кому-нибудь домой, закрывались на кухне и еще раз, в полголоса, чтобы не разбудить домочадцев, оттачивали очередной отрывок пьесы. Спали урывками, потом отправлялись в свои театры. По словам отца: «Это были два года тяжелейшего психологического напряжения и одновременно невероятного счастья — сбывалась наша мечта».

После премьеры «Вечно живых» директор МХАТа Александр Васильевич Солодовников разрешил по выходным дням играть спектакль на сцене филиала. Пьеса собирала полные залы, но до создания собственного театра было по-прежнему далеко. Обращались за советами к Юрию Завадскому, Рубену Симонову, но никто не мог сказать ничего дельного. К всеобщему удивлению выход нашел экономист МХАТа Заявлин: «Единственная возможность получить вашему коллективу юридический статус — стать шабашниками».

Они — опять к Солодовникову:

— Разрешите подписать договор с Художественным театром на постановку новых спектаклей.

— Я не против, а вы готовы уйти из своих театров фактически в безвоздушное пространство, в никуда?

— Конечно, мы верим в свою идею.

Наконец-то первый серьезный шаг к заветной цели был сделан.

Тогда же пришла идея, как назвать театр, — вспомнили про пушкинский журнал «Современник». Кто-то сказал, что это «сверхнахальство», все-таки Пушкин! Но Солодовников подхватил мысль: «Именно «Современник», как продолжение культурных традиций».

Так уж получилось, что параллельно со становлением «Современника» родилась и наша семья.

Родители сыграли свадьбу практически сразу после возвращения из Коктебеля. Сначала, правда, «неофициальную», поскольку Кваша еще не успел развестись с первой женой Светланой Мизери. Они когда-то вместе занимались в театральном кружке городского Дома пионеров, потом поступили в Школу-студию МХАТ. В своей книге «Точка возврата» папа вспоминал: «Наш роман был юношеский, светлый. Светлана считалась самой способной, педагоги ее обожали. Я видел в ней Джульетту, но потом с ней произошли какие-то изменения, она стала совсем другой». На втором курсе поженились, на третьем разошлись, тихо и мирно, без скандалов.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) актриса, певица, модель, кинопродюсер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй