Наталья Кадочникова. Деда погубило предательство

«Я пыталась разобраться в этом деле. А потом мне позвонили и прямо сказали, что копать не надо».
Наталья Кадочникова
|
04 Июня 2012

Юра как-то подошел к Павлу Петровичу и признался, что хочет поступать на сценарный факультет во ВГИК, принес почитать свои работы. Дедушка увидел в нем талант и взял в соавторы «Серебряных струн», они вместе писали сценарий. Дед вообще очень многим помогал. Однажды, например, подобрал на улице беспризорного мальчишку, вытащившего у него кошелек из кармана. Привел домой. Бабушка найденыша долго откармливала, потом устроили его в интернат. Парень вырос, стал летчиком и писал дедушке письма: благодарил за то, что так круто изменил его жизнь.

Вот и Смирнова он, как того беспризорника, пожалел.

Юра дневал и ночевал у нас, став практически членом семьи. Конечно, очень старался быть полезным, собирал материалы, писал под дедушкину диктовку — Павлинька уже очень плохо видел, у него глаукома была. Потом Смирнов отдал рукописный вариант сценария машинистке, принес деду напечатанный текст, а оригинал оставил себе, на что дедушка не обратил внимания. Он указал Георгия в титрах как соавтора.

Фильм получился очень хороший, дед был счастлив, и тут вдруг приходит повестка в суд. Оказывается, Смирнов заявил: мол, он является единственным автором, а Кадочников просто украл у него сценарий. В качестве доказательства он показал судьям свою рукопись. Разбирательство длилось три года, вплоть до дедушкиной смерти; картину арестовали.

Дед сгорел буквально за год. Погубила его не болезнь, а человеческое предательство. Он никак не мог понять: почему с ним так поступили?
Дед сгорел буквально за год. Погубила его не болезнь, а человеческое предательство. Он никак не мог понять: почему с ним так поступили?
Фото: Из архива Н. Кадочниковой

После первого заседания суда Павел Петрович почувствовал себя плохо. У него заболело сердце. Вскоре ему поставили серьезный диагноз, но дед не сдавался, пытался шутить, хотя я заметила: в его лице появилась какая-то растерянность. Он никак не мог поверить в предательство Смирнова, не мог понять: почему Юра с ним так поступил? Ведь этот фильм Павел Петрович вынашивал всю жизнь. Он словно потерял третьего ребенка. И просто не выдержал.

Когда дед уже лежал в больнице, телефон звонил не переставая. Сотни людей волновались, как он себя чувствует. Павлинька лишь улыбался: все, мол, будет хорошо. Говорил, что в Военно-медицинской академии он как на курорте: окна палаты выходили на его любимую Фонтанку, вид был прекрасный.

Но «хорошо» на этот раз не получилось. Второго мая 1988 года он словно почувствовал, что уходит, попросил бабушку остаться на ночь. Розалия Ивановна отошла в ординаторскую позвонить сестре и предупредить, что не приедет домой. Когда возвращалась, увидела, что врачи толпой бегут по коридору. Пятнадцать минут ее не пускали в палату, а потом вышел заведующий отделением и объявил, что Кадочников скончался от сердечной недостаточности. Бабушка Роза пережила мужа на тринадцать лет, она умерла восемнадцатого декабря 2001 года.

Похороны деда прошли как в тумане. В мозгу не зафиксировались ни отпевание, ни как опускали гроб в землю. Помню только, что актер Сергей Филиппов подошел к дедушке и поцеловал его в лоб. Он был старенький, и по лицу его катилась одинокая слеза.

В эту секунду я ощутила весь ужас потери, осознала, что деда больше нет и что я никогда не смогу смириться с этим.

Георгий Смирнов еще год судился с бабушкой. Сам он ни разу не пришел на заседание — за него являлся адвокат. Думаю, что это была чья-то продуманная акция. Его использовали, чтобы он помотал нервы Кадочникову. Я пыталась разобраться в этом деле. Разговаривала с адвокатами. А потом мне позвонили и незнакомый человек прямо сказал, что копать не надо. Честно могу сказать: я испугалась. Не исключаю, что дед перешел дорогу кому-то из чиновников, он был довольно резким в высказываниях. Ясно одно: Кадочникова целенаправленно травили, хотели довести до могилы. И довели.

Разбирательство по фильму так ничем и не закончилось.

Однажды Смирнов просто забрал заявление и исчез. Тем не менее свое черное дело он сделал: картина так и не вышла в широкий прокат. Сейчас «Серебряные струны» периодически показывают по каналу «Культура», но дедушка-то мечтал, чтобы его «лебединую песню» посмотрела вся страна.

Что случилось со Смирновым дальше, не знаю. Он как в воду канул. Сценаристом не стал. Думаю, когда он подавал в суд на Кадочникова, то рассчитывал на покровительство недругов деда и на карьеру. Но ничего у него не получилось.

А династия Кадочниковых продолжает жить. Мой педагог Игорь Горбачев сразу после окончания института пригласил меня к себе в «Школу русской драмы» — учить студентов. Два года я с увлечением преподавала. А потом попробовала себя в режиссуре: поставила спектакль по сонетам Шекспира сначала со студентами, затем с профессиональными актерами.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог